Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Вопросы и ответы

12 октября 2018 г. г. | Пользователь
Размещена аукционная документация на заключение муниципального контракта на поставку бензина. Стороны намерены подписать дополнительное соглашение сторон, что окончательная цена, итоговая сумма выплат по контракту не может превышать максимальной цены контракта, указанного в его изначальном тексте. Возможно ли внести изменения в контракт, не касающиеся существенных условий контракта? Если контракт уже заключен, возможно ли заключение дополнительного соглашения в части дополнения, которое не изменяет существенные условия контракта?

Стороны контракта вправе подписать дополнительное соглашение об уточнении условия контракта, предусмотренного законом.

Обоснование позиции:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ограничивает возможность изменения условий гражданско-правового договора (контракта), заключенного в соответствии с этим федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Статья 34 Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Таким образом, любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите также, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14).

Вместе с тем следует учесть положения ч. 18 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, когда условия контракта могут и даже, иногда, должны быть изменены, например, при изменении нормативных правовых актов, регулирующих формирование условий контракта*(1). Кроме того, часть информации, которая должна быть внесена в контракт, в силу закона на самом деле не является собственно условиями контракта - положениями, которые могут или должны быть согласованы сторонами контракта, определяя их права и обязанности (ст. 432 ГК РФ). К таковым относятся, например, реквизиты сторон*(2) и источник финансирования*(3). Исходя из того же принципа представляется допустимым даже формальное "изменение" наименования предмета контракта, если оно фактически является уточнением, приведением к формализованным статистическим наименованиям и не затрагивает права и обязанности сторон по контракту*(4).

Применительно же к рассматриваемой ситуации следует учитывать, что условие о том, что в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, установлено непосредственно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Наличие в контракте такого положения является требованием закона, оно подлежит включению в проект контракта в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 27.11.2014 N 15АП-19901/14 по другой формулировке той же нормы). Вместе с тем, по нашему мнению, по смыслу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ это условие не является таким условием контракта, которое подлежит согласованию сторонами, поскольку невключение в контракт такой формулировки не означает, что требование закона может не применяться сторонами. При этом очевидно, что слово "максимальное" является синонимом слова "наибольшее", то есть больше которого быть не может.

Соответственно, на наш взгляд, если в контракт включена формулировка из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, необходимости в корректировке нет. Однако по тем же соображениям и уточнение этого условия сторонами, подтверждение ими понимания данной формулировки в вышеописанном значении не будет являться нарушением закона, поскольку не будет являться по существу изменением контракта.

Гарант

14 сентября 2018 г. г. | Пользователь
Оплата выписки из ЕГРН и услуги нотариуса считаются закупкой малого объема по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или же эти услуги можно отнести к закупке у единственного поставщика (монополия)?

Получение выписки из ЕГРН и нотариальное свидетельствование верности копий документов являются закупками, которые, поскольку законом не установлено иное, должны осуществляться в рамках "закупок малого объема".

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся прежде всего заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт). Причем этот Закон основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Фактически Закон N 44-ФЗ регулирует порядок вступления руководствующихся им заказчиков в гражданско-правовые отношения, построенные на равенстве сторон (п. 1 ст. 2 ГК РФ, смотрите также п. 1 ст. 124 ГК РФ).

Соответственно, этот Закон не распространяется, в частности, на выполнение заказчиками налоговых обязательств, которое осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах, прежде всего - в соответствии с Налоговым кодексом РФ, регулирующим властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, включая и уплату государственной пошлины (ст.ст. 1, 2, глава 25.3 НК РФ).

В отношении как платежей за совершение нотариальных действий, так и действий, осуществляемых органом, осуществляющим действия по государственной регистрации юридических лиц, существует два варианта.

Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах (нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины). За совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус взимает нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ.

Нотариальные действия, за которые взимается государственная пошлина, как и размеры такой пошлины, перечислены в ст. 333.24 НК РФ. Однако такие, например, нотариальные действия, как свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов, в указанной статье не упомянуты, а приведены в п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ.

Равным образом действия по непосредственно государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их обременений, сделок с таким имуществом, за которые взимается государственная пошлина, как и размеры такой пошлины, перечислены в ст. 333.24 НК РФ. Однако предоставление выписок из Единого государственно реестра недвижимости (ЕГРН) в ней не упомянуто, плата за предоставление выписок взимается на основании ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таковая плата государственной пошлиной не является (смотрите также письмо Минфина России от 27.01.2017 N 03-05-06-03/4088).

К сожалению, каких-либо разъяснений или материалов правоприменительной практики, квалифицирующих данный вид платы, нам обнаружить не удалось. Полагаем, что в данном случае допустима аналогия с квалификацией платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, которая в соответствии с позицией, высказанной, например, в письме Федеральной налоговой службы от 06.06.2014 N ОА-4-17/10941@ "О направлении информации о предоставлении государственных услуг ФНС России в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг", является платой за предоставление государственных услуг.

В связи с этим заметим, что отношения, связанные с предоставлением государственных услуг, не включены в предусмотренный ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, на которые указанный закон не распространяется.

Отсюда, по нашему мнению, можно сделать вывод, что как получение выписки из ЕГРН, так и обращение за нотариальным свидетельствованием верности копий документов с точки зрения Закона N 44-ФЗ являются закупкой и должны осуществляться в соответствии с этим Законом.

Ни тот, ни другой случай Законом N 44-ФЗ специально не упомянут, соответственно, не урегулирован и порядок осуществления соответствующей закупки. И хотя очевидно, что проводить конкурентные процедуры по закупке нотариальных услуг, а тем более - государственных услуг по предоставлению выписки из ЕГРН, бессмысленно, выбор способа закупки формально должен осуществляться в общеустановленном порядке: в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, имея в виду, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, а приоритетным способом закупки является конкурс (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, закупка у единственного исполнителя может быть осуществлена, только если она подходит под основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако, как и было сказано выше, и она не упоминает рассматриваемые случаи.

Отметим, что закупкой у естественных монополий в силу прямого указания п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может считаться осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, определенных ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которая государственные услуги, а тем более - нотариальные действия к такой сфере не относит.

В принципе, получение выписки из ЕГРН возможно квалифицировать как закупку услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, которая может осуществляться у единственного исполнителя на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако, во-первых, подтверждающих точку зрения разъяснений или материалов правоприменительной практики нам найти не удалось. А во-вторых, в данном случае может возникнуть проблема "технического характера", поскольку формально в данном случае должен быть подписан контракт, соответствующий требованиям ст. 34 Закона N 44-ФЗ и содержащий расчет и обоснование его цены (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), перед заключением которого заказчик должен разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и копия которого должна быть передана в реестр контрактов (ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Между тем порядок предоставления сведений из ЕГРН, регламентированный ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и на ее основании Приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, не предусматривает подписания договора в форме единого документа.

В связи с этим напоминаем, что заключение контракта на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно без каких-либо ограничений, помимо максимальной цены такого контракта и максимального размера закупок на основании данных пунктов, установленных ими самими. При этом при такой закупке в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требования ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться, и контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, то есть в том числе и в устной форме (п. 1 ст. 159, п. 2 ст. 161 ГК РФ, смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, ответ по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 26.02.2015 N Д28и-394, ответ на вопрос 30 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). При этом нормы ч.ч. 2-4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливают для закупок на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ исключения из требований об обязательности размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе, подготовки отчета о невозможности или нецелесообразности закупки иным способом, включения в контракт расчета и обоснования цены, а из ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ следует, что копии таких контрактов в реестр контрактов не передаются.

Таким образом, полагаем, что до включения в законодательства специальных норм, регулирующих данные затраты заказчиков или исключающих связанные с ними отношения из сферы действия Закона N 44-ФЗ, платежи, связанные с получением выписки из ЕГРН, и оплату нотариальных действий по нотариальным тарифам целесообразно проводить как закупки на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по заданному вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями заказчик вправе обратиться в ФАС России (п.п. 5.3.1.12 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

14 сентября 2018 г. г. | Пользователь
Вправе ли заказчик в контракте, заключаемом в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с поставщиком, являющимся субъектом малого предпринимательства (далее - СМП), установить срок оплаты в течение 30 календарных дней, или срок оплаты в данном контракте должен быть установлен в соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ?

Ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт, заключаемый с СМП, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, т.е. закупка изначально должна проводиться с ограничением, предусмотренным статьей 30 Закона N 44-ФЗ. При заключении контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ подготовка и публикация извещения не предусмотрены, следовательно, подлежат применению общие правила об установлении срока оплаты в течение не более 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

07 сентября 2018 г. г. | Пользователь
Будет ли считаться нарушением указание в документации о закупке идентификационного кода закупки (далее – ИКЗ), отличного от ИКЗ, указанного в плане-графике и извещении о проведении закупки?

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Закона № 44-ФЗ ИКЗ указывается в плане закупок, плане-графике, извещении и документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и служит для обеспечения взаимосвязи указанных документов.

Указание в документации о закупке ИКЗ, который отличается от ИКЗ, указанного в плане-графике и извещении о проведении закупки, свидетельствует о том, что заказчиком допущены разночтения, в документацию включена недостоверная информация.

Контрольные органы признают такие действия заказчика противоречащими части 3 статьи 7 Закона № 44-ФЗ (например, решение Краснодарского УФАС от 15.11.2017 г. по делу № ЭА – 3842/2017).

02 августа 2018 г. г. | Пользователь
Рассматриваем ситуацию в свете изменений в Закон N 44-ФЗ с 1 июля 2018 года. Победителем закупки (аукцион) стал участник, применяющий УСН. Цена в проекте госконтракта указана с НДС. Нужно ли при заключении контракта уменьшать цену, предложенную победителем, на сумму НДС?

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ упомянутая норма изложена в новой редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года. Согласно будущей редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт должно будет включаться обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Основной смысл приведенных изменений, как представляется, состоит в том, чтобы предусмотреть в Законе N 44-ФЗ все вытекающие из налогового законодательства исключения из действующего по умолчанию правила, в соответствии с которым предусмотренная контрактом цена подлежит уплате заказчиком непосредственно контрагенту.

Напомним в связи с этим, что в силу положений НК РФ, в частности, ст.ст. 1, 2, 24 этого Кодекса, порядок уплаты налогов и сборов в бюджет (в том числе лицами, не являющимися налогоплательщиками) может устанавливаться исключительно нормами налогового законодательства. На этой презумпции основывается и ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (как действующая, так и будущая ее редакция), которая прямо предусматривает, что вышеуказанное условие включается в контракт применительно к тем суммам, обязанность по уплате которых в бюджет не налогоплательщиком, а другим лицом (в нашем случае - заказчиком), предусмотрена налоговым законодательством.

И поскольку, помимо случаев выплаты причитающегося физическому лицу вознаграждения за вычетом подлежащей удержанию из этого вознаграждения суммы НДФЛ (ст. 226 НК РФ), налоговое законодательство предусматривает и иные случаи, когда на налоговых агентов возлагается обязанность по удержанию и уплате налога за налогоплательщика (см., например, ст.ст. 161, 309 НК РФ), ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ скорректирована соответствующим образом.

Нормы же самого Закона N 44-ФЗ не могут устанавливать каких-либо налоговых обязанностей по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Поэтому необходимость (и порядок) исполнения условия, указанного в ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, определяются нормами не Закона N 44-ФЗ, а законодательства о налогах и сборах.

Ни НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не предусматривают, что контракт, начальная (максимальная) цена которого изначально была определена заказчиком с учетом НДС, заключается по цене, включающей в себя этот налог, даже в том случае, если контрагентом является лицо, не обязанное уплачивать НДС и предложение которого о цене не включало в себя сумму налога. Тем более не предусматривает налоговое законодательство для таких случаев и обязанности заказчика удержать из подлежащей уплате контрагенту цены соответствующую сумму НДС и самостоятельно перечислить ее в бюджет.

Поэтому вступление с 1 июля 2018 года в силу новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ никак не затрагивает отношения, возникающие в связи с заключением контрактов с лицами, не являющимися плательщиками НДС (в том числе в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения). Прежние разъяснения уполномоченных органов, посвященные этому вопросу (например, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 21.09.2017 N 24-01-10/61203, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970), сохраняют актуальность. Как и прежде, при заключении с такими лицами контрактов по результатам конкурентных процедур такие контракты должны заключаться по предложенной контрагентом (победителем) цене, а упоминание НДС, например, в проекте контракта само по себе не означает, что подлежащая уплате цена (в размере, предложенном контрагентом) должна быть уменьшена заказчиком на соответствующую сумму НДС.

27 июля 2018 г. г. | Пользователь
Вправе ли члены комиссии по осуществлению закупок заказчика (далее – комиссия) запрашивать у участника закупки дополнительные документы, отсутствующие в составе заявки на участие в закупке? Имеют ли право члены комиссии проверять соответствие участника закупки требованиям, установленным заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность запрашивать у участника закупки дополнительные документы, отсутствующие в составе заявки на участие в закупке.

Кроме того, статьей 46 Закона № 44-ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участниками закупки.

Следовательно, запрашивать у участника закупки какие-либо документы в процессе проведения закупки запрещено.

В силу ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в случае, если заказчиком в документации о закупке установлено, что участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в п. 1 ч. 1, частях 1.1, 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, комиссия обязана проверить соответствие участников закупки установленным требованиям. Также комиссия обязана проверить участников закупки на соответствие требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44 ФЗ (в случае проведения конкурса или запроса предложений).

Проверка соответствия участников закупки требованиям, предусмотренным в п. 3–5, 7–9 ч. 1, а также при проведении электронного аукциона и запроса котировок требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, является правом комиссии. 

20 июля 2018 г. г. | Пользователь
Установлен ли предельный срок, до которого необходимо заключить контракт с единственным поставщиком после размещения извещения?

Требований к сроку заключения контракта с единственным поставщиком в Федеральном законе 44-ФЗ от 05.04.201 не установлено. Установлен лишь срок ранее которого контракт не может быть заключен. Таким образом заключить контракт можно через любой промежуток времени после истечения 5 дней с момента публикации извещения.

Одновременно хотим обратить внимание, что несмотря на отсутствие установленного срока заключения контракта с единственным поставщиком, необходимо чтобы даты указанные в контракте соответствовали датам осуществления закупок указанных в  извещении.

20 июля 2018 г. г. | Пользователь
Как описать объект закупки в плане-графике, если позиции нет в каталоге товаров, работ, услуг?

Если в каталоге нет товаров, работ, услуг, которые необходимо купить, то объект закупки описывается в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Допустим, необходимо приобрести несколько товаров одной закупкой и в каталоге есть позиции не на каждый товар. Тогда правила использования каталога необходимо применять в отношении товаров, на которые в каталоге созданы позиции. Аналогично поступайте с работами и услугами. Смотрите на примере, как заполнить документы в ЕИС на базе информации из каталога.

11 июля 2018 г. г. | Пользователь
Вправе ли контрактный управляющий в отсутствие руководителя заказчика подписать контракт своей электронной подписью?

Контрактный управляющий может подписывать контракты от имени заказчика на электронных площадках в рамках выданных полномочий по соответствующей доверенности. В случае подписания контракта руководителем заказчика в преамбуле контракта должно указываться, что контракт подписывается заказчиком в лице руководителя, действующего на основании положения или устава. При этом подписание контракта должно производиться усиленной электронной подписью руководителя заказчика. Электронные подписи оформлены не на организацию, а на руководителя и на контрактного управляющего.

Обязательно ли в преамбуле контракта указывать, что контракт подписывается заказчиком в лице контрактного управляющего, а также реквизиты доверенности, уполномочивающей контрактного управляющего на подписание контракта, в том случае, если контрактный управляющий наделен правом на подписание контрактов на электронных площадках от имени юридического лица?

Как поступать, если в момент подписания контракта на электронной площадке руководитель (директор) отсутствует по разным причинам (болезни, командировки), а в направленном контракте, в преамбуле контракта, уже указан директор (руководитель)? Может ли в этом случае подписать контракт контрактный управляющий, имеющий соответствующую доверенность?

В приведенной ситуации контрактный управляющий, обладающий соответствующими полномочиями, вправе подписать контракт оформленной на его имя электронной подписью.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Таким лицом может быть не только руководитель заказчика, но и иное лицо, обладающее соответствующими полномочиями, в том числе контрактный управляющий (ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Документы, оформляемые в ходе ведения электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, должны быть подписаны усиленной электронной подписью (ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ). Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее - Закон N 63-ФЗ).

Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). При этом в силу ч.ч. 1, 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ по общему правилу информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Договоры от имени юридических лиц могут заключаться их единоличным исполнительным органом, действующим без доверенности (п. 3 ст. 53, п. 2 ст. 54 ГК РФ), либо иным лицом, действующим на основании доверенности. В этом случае права и обязанности по договору возникают у самого юридического лица (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ). Это в полной мере относится к контрактам, являющимся гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

Каких-либо требований к указанию в тексте договора сведений (фамилии, инициалов, должности, реквизитов доверенности и т.п.) о лице, подписывающем договор от имени организации, законодательство не содержит. Иначе говоря, эти сведения не являются обязательными реквизитами договора (контракта), само по себе их отсутствие не свидетельствует о недействительности либо о незаключенности контракта.

Не установлено законодательством и требований, устанавливающих необходимость подписания договора именно лицом, упомянутым в преамбуле.*(1) Соответственно, подписать контракт вправе лицо, хотя не упомянутое в его преамбуле, но обладающее соответствующими полномочиями, например, действующее на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).

Таким образом, так как в приведенной ситуации контрактному управляющему предоставлено право на заключение контрактов, в отсутствие руководителя заказчика контракт может быть подписан электронной подписью контрактного управляющего.

В заключение отметим, что сертификаты ключа проверки электронных подписей могут быть выданы не только физическому, но и юридическому лицу (смотрите, например, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 63-ФЗ). Поэтому для удобства заключения контракта в ситуациях, подобных рассматриваемой, заказчиком может использоваться электронная подпись, сертификат ключа проверки которой выдан заказчику как юридическому лицу (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 14 Закона N 63-ФЗ).

06 июля 2018 г. г. | Пользователь
Каким образом заказчик должен размещать отчет об исполнении контракта с 1 июля 2018 г.?

В связи с вступлением в силу изменений Закона о контрактной системе с 01 июля 2018 г. и в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях:

1. если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2. по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. цена контракта превышает один миллиард рублей.

Исключением являются контракты, заключенные в соответствии с п. 4523424446 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона.

Имя и Фамилия*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке

Все поля обязательны для заполнения

Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 20
тел./факс: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21