Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Обзор административной практики за июль 2019 года

1. Заказчик обязан исполнить предписание контролирующего органа в срок, установленный в предписании.

Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта по лоту 2.4.7 на проведение работ по разработке и подготовке к утверждению стандартов в области оценки соответствия.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено условие о необходимости наличия на первых экземплярах проектов стандартов штампа ФГУП "Стандартинформ" - "В НАБОР".

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с разделом "График выполнения и организация работы" Технического задания Конкурсной документации: "...первые экземпляры проектов стандартов должны иметь штамп ФГУП "Стандартинформ" - "В НАБОР"".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее, что в соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) порядок формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правила пользования им устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнении части 5 статьи 29 Закона о стандартизации Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 589 "О Федеральном информационном фонде стандартов" (далее - Постановление) утверждено Положение о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения организационно-техническое обеспечение формирования, ведения Фонда и пользования им осуществляет оператор Фонда, определяемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии из числа подведомственных ему организаций.

Как следует из пояснений представителя Заказчика, во исполнении пункта 5 Положения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден Приказ от 01.07.2018 N 846 "Об операторе Федерального информационного фонда стандартов", определяющий оператором Федерального информационного фонда стандартов подведомственную организацию Заказчика - ФГУП "Стандартинформ". В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 N 1426 "О совершенствовании организации работ по подготовке проектов стандартов к утверждению и опубликованию" организацией, осуществляющей нормоконтроль и редактирование проектов стандартов определен ФГУП "Стандартинформ".

Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что разработка стандартов осуществляется с соблюдением принципа всестороннего обсуждения и достижения консенсуса при разработке стандарта. Запланировать итоговое количество страниц стандарта не представляется возможным, так как количество предложений о доработке стандартов не может быть определено до момента завершения публичного обсуждения стандарта. Таким образом, нормативная установка конкретного количества страниц стандарта будет являться попыткой искусственного ограничения участников закупки и снижению качества выполняемой работы.

На основании изложенного, Комиссия, учитывая, что Заявитель не предоставил документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, приходит к выводу, что установленное в Конкурсной документации условие о необходимости наличия на первых экземплярах проектов стандартов штампа ФГУП "Стандартинформ" - "В НАБОР" основано на положениях отраслевого законодательства, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Конкурсе, а именно: положения формы 4.2. "Предложения участника закупки по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Форма) содержат некорректные требования внесения предложений участников закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 50 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе производится в соответствии с предложениями участников закупки представленными в формах Конкурсной документации, в том числе по Форме, а также установлен ряд критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, при этом используются такие показатели как показатель 2.2 "Наличие у участника закупки системы менеджмента качества" и показатель 3.3 "Деловая репутация участника закупки".

Вместе с тем, при заполнении Формы участнику закупки необходимо по показателю 2.2 предложить "Качество работы в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работы требованиям, установленным заказчиком", при этом по показателю 3.3 предложение от участника закупки не требуется.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при составлении Формы была допущена техническая ошибка.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Конкурсе, из положений которой невозможно определить в какой форме участнику закупки необходимо предоставлять предложения по выполнению условий государственного контракта.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в пункте 28 Приложения к техническому заданию Конкурсной документации наименование проекта стандарта "Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Измерение шума на рабочем месте оператора ориентировочным методом. Пересмотр ГОСТ. Идентичен (IDT) ISO 5131:2015" не соответствует виду работ относительного данного стандарта.

Согласно пункту 28 Перечня стандартов по лоту 2.4.7. "Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области оценки соответствия" Приложения к техническому заданию Конкурса установлено следующее: Тракторы и машины для сельского и лесногохозяйства....Пересмотр ГОСТ. Идентичен (IDT) ISO 5131:2015", при этом в графе "Вид работ" установлено: "Разработка, направление в МГС и подготовка к утверждению".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 5.3.3 ГОСТ 1.2-2015 "Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации" (далее - ГОСТ) при пересмотре межгосударственного стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку и принятие межгосударственного стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в разделах 3 и 4, со следующими дополнениями:

- новая версия межгосударственного стандарта считается принятой по результатам голосования в АИС МГС, если за ее принятие проголосовало не менее трех четвертей от числа национальных органов государств, принявших участие в голосовании (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех;

- национальные органы государств, применяющих межгосударственный стандарт, которые проголосовали против принятия новой версии данного стандарта в предложенной редакции, решают вопрос о продолжении применения прежней версии этого стандарта в качестве национального стандарта с учетом необходимости использования новой версии этого межгосударственного стандарта при поставке продукции в государства, национальные органы которых проголосовали за принятие этой новой версии.

Представитель Заказчика также пояснил, что в разделах 3 и 4 ГОСТа описана процедура разработки стандарта и размещения его на повторное голосование в Автоматизированной информационной системе Межгосударственного совета по стандартизации (далее - АИС МГС). Работа по пересмотру стандарта, также включает в себя все этапы разработки стандарта, в том числе его разработку, размещение в АИС МГС и утверждение. Таким образом, вне зависимости от вида работ ("разработка на основе...", "разработка впервые" или "пересмотр") данные этапы проходит каждый разрабатываемый межгосударственный стандарт.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Приложении к техническому заданию Конкурсной документации вид работ "Разработка, направление в МГС и подготовка к утверждению" относительно стандарта "Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Измерение шума на рабочем месте оператора ориентировочным методом" не противоречит пересмотру данного стандарта.

Таким образом, требования пункта 28 Приложения к техническому заданию Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

При этом, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. На заседании Комиссии представителями Заявителя заявлен дополнительный довод, согласно которому Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 17.08.2018. Вместе с тем, довод Заявителя поступил 23.08.2018, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя на положения Конкурсной документации заявлен по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100- балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Стоимостной критерий оценки "Цена контракта" (значимость критерия 60 %, коэффициент значимости - 0,6) (далее - Критерий N 1);

2) Нестоимостной критерий оценки "Качественные характеристики работы" (значимость критерия 10 %, коэффициент значимости - 0,1) (далее - Критерий N 2);

3) Нестоимостной критерий оценки "Квалификация участника закупки" (значимость критерия 30 %, коэффициент значимости - 0,3) (далее - Критерий N 3).

В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 2 производится с учетом следующих показателей:

- "Качество работы в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работы, требованиям, установленным Заказчиком" (коэффициент значимости - 0,7, максимальное количественное баллов - 50) (далее - Показатель N 1);

- "Наличие у участника закупки системы менеджмента качества (применительно к области деятельности, относящейся к предмету закупки)" (коэффициент значимости - 0,3, максимальное количественное баллов - 30) (далее - Показатель N 2).

По Показателю N 1 в Конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки:

"Лучшим условием исполнения контракта по показателю 2 Л признается более высокая степень оптимальности и обоснованности выбранных вариантов решения задач и способов выполнения работы раскрывающих содержание требований, установленных в Разделе III ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВЕННЫМ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ (ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ) с точки зрения достижения наилучшего результата:

- Если участник конкурса заполнил ф.4.5 исходными данными Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации, без разъяснений методологии выполнения работ в части выполнения и организации работы, без обоснования предлагаемых методов и способов выполнения работ, без раскрытия "ожидаемых результатов" выполнения работы области их применения, без дополнительных предложений в техническое задание, которые обеспечивают достижение наилучших результатов работы согласно поставленной цели, то она получает - 0 баллов;

- Если участник конкурса заполнил ф.4.5 исходными данными Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с разъяснением методологии выполнения работ в части выполнения и организации работы или с обоснованием предлагаемых методов и способов выполнения работ, но без раскрытия "ожидаемых результатов" выполнения работы области их применения, без дополнительных предложений в техническое задание, которые обеспечивают достижение наилучших результатов работы согласно поставленной цели, то она получает - 10 баллов;

- Если участник конкурса заполнил ф.4.5 исходными данными Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с разъяснением методологии выполнения работ в части выполнения и организации работы, расписал обоснование предлагаемых методов и способов выполнения работ, раскрыл "ожидаемые результаты" выполнения работы и область её применения, то она получает - 25 баллов;

- Если участник конкурса заполнил ф.4.5 исходными данными Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с разъяснением методологии выполнения работ в части выполнения и организации работы, расписал обоснование предлагаемых методов и способов выполнения работ, раскрыл "ожидаемые результаты" выполнения работы и область её применения, внёс дополнительные предложения в техническое задание, которые обеспечивают достижение наилучших результатов работы согласно поставленной цели, то она получает - 50 баллов".

В рамках оценки Показателя N 2 в Конкурсной документации установлено:

"Присвоение количества баллов заявкам по показателю 2.2 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок с учетом представленных участниками закупки сведений о наличии у них действующих сертификатов Системы менеджмента качества, подтверждающих соответствие требованиям ISO 9001-2011/ISO 9001- 2015.

Заявке, в которой представлены сведения о наличии у участника закупки сертификата соответствия Системы менеджмента качества, исходя из максимального значения показателя присваивается - 30 баллов.

В случае отсутствия в заявке сведений о наличии указанного сертификата присуждается 0 баллов".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации по Показателю N 1 и Показателю N 2 не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанным показателям. При этом, в порядке оценки отсутствует раскрытие оптимальности и обоснованности выбранных вариантов решения задач и способов выполнения работы, что по мнению Комиссии не позволяет выявить лучшие условия, а также позволяет Конкурсной комиссии применять порядок оценки по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам Конкурса.

При этом, максимальное количество баллов по Показателю N 1 установлено Заказчиком в рамках максимального значения в 50 баллов, по Показателю N 2 - 30 баллов, вместе с тем, в соответствии с Правилами максимальное значение баллов в рамках Показателя N 1 и Показателя N 2 должно быть установлено по 100 баллов на каждый из показателей.

Таким образом, установленное Заказчиком максимальное количество баллов по Показателю N 1 и Показателю N 2 не соответствует требованиям, установленным пунктом 11 Правил.

В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 3 производится с учетом следующих показателей:

- "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 3);

- "Опыт участника закупки" (далее - Показатель N 4);

- "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 5).

Для каждого показателя Критерия N 3 установлено максимальное значение в баллах (суммарное значение показателей критерия 3 составляет 100 баллов)".

В рамках оценки Показателя N 5 в Конкурсной документации установлено: "По данному показателю оценивается опыт успешной работы участника конкурса с федеральными, региональными органами власти, предприятиями промышленности, союзами и объединениями, функционирующими в области работ по изучению, оптимизации систем оценки соответствия, аккредитации за последние 5 лет (информация подтверждается копиями дипломов, благодарностей, официальных отзывов). Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество представленных подтверждающих документов на выполнение работ сопоставимого характера с предметом закупки.

Заявке участника присваивается 0 баллов по показателю 3.3 критерия 3, если за последние 3 года, в отношении выполненных государственных контрактов, заключенных между участником закупки и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, данному участнику направлялся акт о выявленных недостатках и необходимых доработках по исполнению государственного контракта".

Вместе с тем, учитывая, что Правилами не предусмотрено условие о присвоении участнику закупки 0 баллов, в случае наличия актов о выявленных недостатках и необходимых доработках по исполнению государственного контракта, а также то обстоятельство, что контракты, заключенные между участником закупки и Заказчиком, в отношении которых имеются акты о выявленных недостатках и необходимых доработках по исполнению государственного контракта, могут не относится к предмету Конкурса, Комиссии считает, что вышеуказанное положение порядка оценки, установленное Заказчиком в Конкурсной документации, не свидетельствует о наличии/отсутствии требуемого опыта участниками закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом выявленных нарушений заказчику было выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.

Вместе с тем, должностным лицом ФАС России было установлено, что предписание ФАС России не было выполнено заказчиком.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2019 г. по делу N 18/44/105/1090/АК453-19)

2. Заказчик обязан установить в документации о закупке условие о том, что обеспечение заявок на электронные процедуры осуществляется через специальный счет.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем здания центрального аппарата.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что пункт 18 информационной карты документации об Аукционе содержит, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".

При этом, в документации об Аукционе отсутствует указание на раздел или пункт документации об Аукционе, содержащий перечень товаров, используемых при оказании услуг, характеристики которых подлежат указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что характеристики товаров, используемых при оказании услуг, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе представлены в разделе II документации об Аукционе "Техническое задание", при этом характеристики указаны в разных пунктах технического задания документации об Аукционе, в связи с чем, формируя заявку на участие в закупке участникам Аукциона необходимо самостоятельно определить товары, характеристики которых необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил заявку Заявителя, в составе первой части которой указаны характеристики товаров, установленных в пункте 3.21 технического задания документации об Аукционе, а также заявку победителя закупки ОАО "УСЗ" (далее - Победитель), в составе первой части которой указанные характеристики товаров отсутствуют.

При этом согласно пояснениям представителя Заказчика, решение о допуске заявки Победителя до участия в Аукционе принято Аукционной комиссией на основании соответствия указанных в составе первой части заявки ОАО "УСЗ" требованиям ГОСТ.

На основании изложенного, учитывая, что заявка победителя закупки ОАО "УСЗ", поданная на участие в Аукционе, не содержит характеристики товаров, указанных в пункте 3.21 технического задания документации об Аукционе была допущена Аукционной комиссией до участия в Аукционе, а также учитывая отсутствие в документации об Аукционе указания на раздел технического задания, содержащий исчерпывающий перечень товаров, характеристики которых, подлежат указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержатпризнаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которыхразмещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Грунтовка": "массовая доля нелетучих веществ 50-62 %; время высыхания до степени 3 при температуре 20 С до 24 часов;", "Хомут": "остаточная деформация после многократного сжатия (250 тыс. циклов сжатия на 50% со скоростью 50 цикл/мин) должна быть менее 5%; остаточная деформация после статического сжатия на 50 % после выдержки 72ч. при 23 °С должно быть менее 10%; остаточная деформация после статического сжатия на 50 % после выдержки 22ч. при 70 °С должно быть менее 15%", "Теплоизоляционный материал": "предел прочности при сжатии 0,03-0,5 Мпа; водопоглащение по объему 0,6-3,5%".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторовэлектронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронных площадок является дата заключения соглашения о функционировании электронных площадок, подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России, которое заключено 1 октября 2018.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 20.10.2018.

Вместе с тем, согласно пункту 21 информационной карты вдокументации об Аукционе "Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренный пунктом 20 раздела "Информационная карта электронного аукциона".

При этом, в документации об Аукционе не установлено положение о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2019 г. по делу N 19/44/105/204/АК493-19)

3. Заказчик обязан установить в проекте контракта условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Заказчик проводил электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлено положение об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Согласно Постановлению Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление N 775) установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в том числе 1 млрд, рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта - 11 397 747 165 рублей.

Комиссия, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, установила, что проект контракта не содержит положения об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления N 775.

Также представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что отсутствие в проекте государственного контракта документации об Аукционе вышеуказанного положения является технической ошибкой.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Пунктом 11.2 государственного контракта установлено, что по взаимному согласию стороны установили, что изменение (сокращение) лимитов капитальных вложений (лимитов бюджетных обязательств) либо несвоевременное их доведение до Заказчика являются обстоятельствами непреодолимой силы, безусловно подтверждающими отсутствие вины Заказчика в части обязательств по оплате стоимости услуг в установленном контрактом порядке и сроки, а также исполнения других денежных обязательств по контракту, что освобождает его от предусмотренной настоящим контрактом ответственности.

Пунктом 10.4 государственного контракта установлено, что "контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием - наличием лимита финансирования контракта. В соответствии со ст. 157 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится при наличии лимита финансирования контракта".

Вместе с тем, в отношении условия о том, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием - наличием лимита финансирования контракта (пункт 10.4 проекта государственного контракта), Комиссия приходит к выводу о том, что согласно положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не предусмотрено, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения государственного контракта документации об Аукционе, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.04.2019 г. по делу N 18/44/105/551/АК464-19)

4. Заказчик обязан установить такой порядок оценки заявок, который позволит определить победителя, предложившего наиболее выгодное предложение.

Комиссия ФАС России, рассмотрев обращение заказчика о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.

Приложением 1 к информационной карте Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

- Критерий "Цена контракта" (далее - Критерий N 1): значимость критерия - 40 %;

- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2): значимость критерия - 30%.

В рамках критерия N 2 установлен, в том числе, показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 1).

При этом, при оценке по Показателю N 1 "анализируется информация из таблицы N 2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" формы N 3 "Сведения о квалификации участника открытого конкурса" Раздела IV настоящей конкурсной документации. Под квалификацией трудовых ресурсов будет пониматься количество штатных работников (врачей) у участника открытого конкурса, имеющих ученую степень кандидата и/или доктора медицинских наук, и/или высшую квалификационную категорию, привлеченных к исполнению контракта. В подтверждение квалификации трудовых ресурсов участником предоставляются копии документов, подтверждающих наличие ученой степени кандидата и/или доктора медицинских наук, и/или высшей квалификационной категории, а также выписка из списочного состава организации, подписанная руководителем".

Учитывая изложенное. Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.

Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 2, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2019 г. по делу N 18/44/93/355/АК279-19)

5. Заказчик не вправе вносить изменения в положения документации об Аукционе после окончания срока подачи заявок.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на поставку элементов единого фирменного стиля.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1367) в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе.

Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе в редакции от 02.11.2018 дата и время окончания срока подачи заявок - 12.11.2018 в 09:00.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 09.11.2018 Заказчиком подписаны изменения в извещение о проведении закупки и направлены на контроль согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, вместе с тем, в связи с проведением контроля Федерального Казначейства изменения извещения размещены в ЕИС 12.11.2018 в 09:09, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Таким образом, действия Заказчика, разместившего изменения положений документации об Аукционе в ЕИС после окончания срока подачи заявок, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2019 г. по делу N 17/04/7.30-2/2019)

Источник информации: Гарант

Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 20
тел./факс: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21