Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Обзор судебной практики за июнь 2018 года

1. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать противоречивые данные, которые не позволяют участнику закупки заполнить заявку.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на строительство магистральных водоводов.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам "Лестница" (NN 27,72,122,187), "Шток телескопический" (NN 149,219,333), "Трубы напорные" (NN 190,193), "Отвод" (N 160), "Кольцо стеновое" (N 283), "Профили фасонные горячекатные" (N 290), "Труба для изготовления конструкций" (N 314),

соответствии с Приложением N 7 Технического задания "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющим потребностям заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметной документацией предусмотрены применительные расценки для прохождения экспертизы, в Приложении N 7 указаны уточненные характеристики товаров, используемых при выполнении работ. При этом приоритетными являются требования к характеристикам товара, установленные в Приложении N 7, о чем Заказчиком 31.08.2017 даны соответствующие разъяснения.

На заседании Комиссии установлено, что в Разъяснениях положений документации об Аукционе от 31.08.2017 указано, в том числе следующее:

пункт 10. Вопрос: "203. Трубы напорные. Номер позиции в смете ЛС N 02-01-05, п. 65. Для выполнения работ предусмотрена труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАИП 2" Д355*21,1 мм. Требованиями установлено: Требования к размерам: - Номинальный размер Б1 Ч/СЮ, мм: 315 (конкретный показатель)".

Ответ: "применять труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАИП 2" Д355*21Д мм мм или эквивалент";

пункт 37. Вопрос: "193. Трубы напорные. Номер позиции в смете ЛС N 02-01-05, п. 46. Для выполнения работ предусмотрена труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАИП" Д580*33,2 мм. Требованиями установлено: Требования к размерам: - Номинальный размер БЫ/ОБ, мм: 500 (конкретный показатель) -толщина стенки трубы, мм: не менее 33,2. расчетная масса 1 м труб, кг: не более 67,1.".

Ответ: "Указать диаметр 580".

Аналогичные положения содержатся в иных пунктах Разъяснения положений документации об Аукционе от 31.08.2017.

При этом, например, в пункте 55 указанных разъяснений указано:

показателей в отношении отдельных товаров в соответствии с требованиями проектной документации.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что требования к товарам, содержащиеся в Приложении N 7, содержат отсылки на соответствующие им пункты проектно-сметной документации, содержащие иные требования к товарам, с учетом разъяснений положений документации об Аукционе, размещенных в ЕИС, Комиссия приходит к выводу, что документация содержит противоречивые требования к составу заявки, что вводит участников закупки в заблуждение и делает невозможным заполнить заявку с указанием характеристик товара, которые одновременно будут соответствовать Приложению N 7 и проектной документации.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, указанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть, поскольку содержат указания на необходимость указывать в составе заявки на участие в Аукционе значения показателей в отношении отдельных товаров в соответствии с требованиями проектной документации.

Следовательно, указанные действия Заказчика напрямую нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2018 г. по делу N А40-238791/17-94-2142)

 

2. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать требования, ограничивающие количество участников закупки.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку металлической иофисной мебели для нужд судов общей юрисдикции.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, подлежащих поставке, конкретных показателей результатов испытаний.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Технической части документации об Аукционе установлены, следующие требования к товару, поставке, например, такие как:

"Прочность под действием длительной вертикальной нагрузки: деформация под нагрузкой (прогиб) не более 1%.

Прочность основания, циклы нагружения 499-501*.

Прогиб свободнолежащих полок в расчете на 1 м длинны от 4,9 мм до 5,1 мм.

Долговечность под действием горизонтальной нагрузки: циклы

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при поставке, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при поставке в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, принял следующее решение "Технической части документации об Аукционе установлены, следующие требования к товару, поставке, например, такие как:

"Прочность под действием длительной вертикальной нагрузки: деформация под нагрузкой (прогиб) не более 1%.

Прочность основания, циклы нагружения 499-501 *.Прогиб свободнолежащих полок в расчете на 1 м длинны от 4,9 мм до 5,1 мм. Долговечность под действием горизонтальной нагрузки: циклы нагружения

14999-15001*, деформация не более* 20 мм.Жесткость: циклы нагружения -011*, деформация не более* 20мм. Допустимый уровень миграции веществ, мг/м 3:Аммиак от 0,03 до 0,008**; Акрилонитрит 0,02-0,06*; Ангидрид фосфорный 0,05-0,07" и другие.Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, подлежащих поставке, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при поставке, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при поставке в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2018 г. по делу N А40-239910/17-79-1997)

 

3. В случае, если участник закупки подает заявку на участие в закупке в ненадлежащем виде, комиссия должна отказать такой организации в допуске к участию в закупке.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2017 N 0173100004517001560-1-1 (далее - Протокол) участнику с порядковым номером "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Протоколом "Представленная в заявке участника информация не позволяет определить наличие в такой заявке конкретных показателей товаров, необходимых при оказании услуг. Заявка участника выполнена в формате ".pdf". При этом файл документа защищен паролем, который не позволяет, в том числе, распечатать и скопировать документ, а также распознать его с помощью специальных программ для дальнейшего рассмотрения комиссией. Таким образом, участник электронного аукциона в своей заявке информацию о конкретных показателях товаров, необходимых при оказании услуг, не представил".

Согласно пункту 1.1. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе первая часть заявки на участие Аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что заявка Заявителя представлена в ненадлежащем виде, а именно: файл заявки защищен паролем, сведения, содержащиеся в заявке не подлежат копированию и печати без использования специальных программных средств.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что из сведений, содержащихся в заявке N 4, не представляется возможным определить наличие в заявке N 4 конкретных показателей товаров, предусмотренных Приложением А к документации об Аукционе, а также надлежащее заполнение первой части заявки в соответствии с требованием Приложения А к документации об Аукционе и инструкции по заполнению заявки на участие Аукционе (далее - Инструкция).

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии подтвердил, что заявка N 4 защищена паролем, отсутствует возможность копирования ее содержания, а также не представил доказательства того, что заявка заполнена надлежащим образом в соответствии с требованиями Приложения А к документации об Аукционе и Инструкции.

Изучив документы и сведения, представленные сторонами на заседании Комиссии, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о наличии в действиях Аукционной комиссии нарушения Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 20.10.2017 по делу N К-1387/17, от 24.10.2017 N К-1415/17 в действиях Заказчика выявлены нарушения:

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний;

- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в проекте государственного контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если государственный контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.

В связи с чем, Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требования, установленные в таблице 2 Приложения А к документации об Аукционе о необходимости предоставления участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров; Заказчику в случае заключения государственного контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, включить обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой государственного контракта.

Срок исполнения предписания по делу от 24.10.2017 N К-1387/17 установлен до 03.11.2017.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В таблице 2 Приложения А документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при оказании услуг товаров, например:

- пункт N 44 "Плитка керамическая тип 2": "Предельное отклонение по ширине не менее -1 - не более 1 мм. Предельное отклонение по длине не менее -1 - не более 1 мм. Предельное отклонение по толщине не менее -0,5 - не более 0,5 мм. Предельное отклонение плитки от прямоугольности не более 1,3 мм. Предельная кривизна лицевой поверхности не более 1 мм. Предельное искривление граней плитки не более 1 мм.";

- пункт N 68 "Стекло листовое": "Предельное отклонение по толщине не менее - 0,3 - не более 0,3 мм. Предельная разнотолщинность стекла не более 0,2 мм. Предельный размер линейных пороков не более 30 мм. Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа.";

- пункт N 74: "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,5%. Массовая доля летучих веществ менее 13%. Степень перетира не более 50 мкм. Укрывистость невысушенной пленки менее 65 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С должно быть не более 24 ч. Время высыхания до степени 3 при температуре (702) °С должно быть не более 4 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С должно быть не менее 2 ч. Максимальная эластичность пленки при изгибе не более 1 мм.".

Таким образом, антимонопольный орган, пришел к обоснованному выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на стадии подачи заявки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг, для представления подробных сведений о результате испытаний таких товаров.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно Определения Верховного суда от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Правила описания объекта закупки заказчиком определены в статье 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018 г. по делу N А40-7680/18-84-53)

 

4. Заказчик не вправе устанавливать требование о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение общестроительных и электромонтажных работ.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 34 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ)".

Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки и к содержанию заявки на участие в Аукционе не соответствует части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 34 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ)".

Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки и к содержанию заявки на участие в Аукционе не соответствует части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии в его действиях нарушений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе несостоятелен. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2018 г. по делу N А40-15713/18-139-74)

 

5. В документации о закупке заказчик должен надлежащим образом установить требования к содержанию заявки и инструкцию по ее заполнению.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в заявке на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров и, кроме того, документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, не позволяющую указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В Приложении N 6 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "Асфальтобетонная смесь тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "максимальное значение размера минеральных зерен, не более 20, мм; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20 мм, от 90 до 100, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 15 мм, от 75 до 100, % по массе; зерновой состав минеральной от 62 до 100, % по массе; Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 5 мм от 40 до 50, % по массе; Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 2,5 мм, от 28 до 38, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 1,25 мм от 20 до 28, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,63 мм, от 14 до 20, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,315 мм, от 10 до 16, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,16 мм, от 6 до 12, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,071 мм, от 4до 10, % по массе; минимальное значение трещиностойкости по пределу прочности на растяжение при расколе, при 0°C и скорости деформирования 50мм/мин, Не менее 3,5, Мпа; предел прочности при сжатии при температуре 50°C, не менее 1,0, МПа", по позиции 2 "Щебень тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "Наименьший номинальный размер зерен, 20, мм; значение потери массы при испытании щебня в полочном барабане, от 0 до 35, %; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35, % по массе; гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 20 мм, от 90 до 100, % по массе; гранулометрический состав, полные остатки, от 30 до 60, % по массе; Количество циклов насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15, цикл; значение потери массы после насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15,%; потеря массы при испытании щебня на дробимость от 0 до 34,%;

Содержание пылевидных и глинистых частиц, не более 1 или не более 2 или не более 3% по массе" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе устанавливает, требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Кроме того, согласно пункту 4 Приложения N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе таблицы установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара "Щебень тип 2": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35, % по массе"; " группа щебня, 1 или 2 или 3". При этом согласно разделу 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "Щебень тип 2 должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93".

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 8267-93 в группе щебня 1 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет до 10% по массе включительно; в группе щебня 2 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет свыше 10 до 15% по массе; в группе щебня 3 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет от 15 до 25% по массе.

Вместе с тем, разделом 5 Технического задания установлено, в том числе следующее: "при указании сведений о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара участник закупки обязан указать: конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного приложением N 6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 4 и N 7), для которого установлено минимальное значение (использованы слова "не менее", "не ниже", "от"); конкретное значение показателя, равное или меньшее значения, установленного приложением N 6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 5 и N 8), для которого установлено максимальное значение (использованы слова "не более", "до", "не выше"");".

Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований к товару "Щебень тип 2" в документации об Аукционе о предоставлении конкретного показателя "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", выбора конкретного значения в отношении показателя "группа щебня" и об одновременном соответствии требованиям ГОСТ 8267-93 может ввести участников закупки в заблуждение и не позволить указать в первой части заявки сведения, не противоречащие инструкции по заполнению заявки, требованиям к характеристикам товаров, установленных в документации об Аукционе, а также требованиям ГОСТ, поскольку участник закупки может указать значение, которое будет соответствовать Техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).

Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к содержанию заявки и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В Приложении N 6 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "Арматурный прокат периодического профиля тип 1": "Допускаемое положительное отклонение массы 1 м длины профиля, не более 8, %; допускаемое отрицательное отклонение массы 1 м длины профиля, не более - 8, %; положительное отклонение от номинальной площади поперечного сечения, не более 8, %; отрицательное отклонение от номинальной площади поперечного сечения, не менее - 8, %; овальность арматурного проката, не более 1,2, мм; предел текучести, не менее 500, Н/мм2; временное сопротивление разрыву, не менее 600, Н/мм2; относительное удлинение, не менее 14, %", по позиции 5 "Песок строительный": "модуль крупности, свыше 1,5 до 2, 0; полный остаток песка на сите No063, свыше 10 не более 30, % по массе; содержание зерен крупностью свыше 10 мм, не более 0,5, % по массе; содержание зерен крупностью свыше 5 мм, не более 10, % по массе; содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, не более 20, % по массе; содержание глины в комках, не более 0,5, % по массе, содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, не более 5,0, % по массе", по позиции 7 "Щебень": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловой формы, менее 15,% по массе; полные остатки на сите с диаметром отверстий равным наименьшему номинальному размеру зерен, от 90 до 100, % по массе; полные остатки на сите с диаметром отверстий равным наибольшему, не менее 0 до 10, % по массе, полные остатки на сите с диаметром отверстий равным полусумме наименьшего и наибольшего номинальных размеров зерен, от 30 до 60, % по массе; полные остатки на сите с диаметром отверстий равным 1,25 наибольшего номинального размера зерен, не менее 0 до 0,5, % по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц, менее 1, % по массе; удельная эффективная активность естественных радионуклидов, свыше 370 не более 740, Бк/кг" и Другие.

Таким образом, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе устанавливает, требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Кроме того, в пункте 1 Приложения N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара "Арматурный прокат периодического профиля тип 1": "Предел текучести не менее 500 Н/мм2"; "Нормативный документ, ГОСТ Р 52544-2006".

Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 52544-2006 для определения статистических показателей прочностных характеристик арматурного проката (временного сопротивления и физического или условного предела текучести), установленных стандартом, используют результаты приемосдаточных испытаний, при этом согласно таблице 3 ГОСТ Р 52544-2006 установлено, что предел текучести должен быть "не менее 500 Н/мм2".

Вместе с тем, разделом 5 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению"; "При указании сведений о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара участник обязан указать: конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией, для которых установлены минимальные значения (использованы слова "не менее", "не ниже") при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".

Таким образом, установление вышеуказанных требований к товару "Арматурный прокат периодического профиля тип 1" в документации об Аукционе о предоставлении конкретного показателя "Предел текучести" и об одновременном соответствии требованиям ГОСТ Р 52544-2006 может ввести участников закупки в заблуждение и не позволяет указать в первой части заявки сведения, не противоречащие инструкции по заполнению заявки, требованиям к характеристикам товаров, установленных в документации об Аукционе, а также требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2018 г. по делу N А40-243559/17-149-2178)

 

Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 20
тел./факс: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21