Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Обзор судебной практики за февраль 2021

10:35 25 февраля 2021 г.

1. Комиссия заказчика должна проводить оценку заявок участников закупки в строгом соответствии с порядком оценки заявок, установленным заказчиком в документации.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

Согласно доводу Заявителя, Единой комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявке Заявителя, поданной на участие в Запросе предложений, по Показателю N 1 Критерия N 1.

В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений в электронной форме оцениваются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включаются информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Цена контракта - значимость критерия 60%;

2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%.

При этом рамках Критерия N 1 установлен Показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "оценивается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке заключенного и исполненного участником запроса предложений в электронной форме (с учетом правопреемства) 1 (одного) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего запроса предложений в электронной форме.

2.1.2. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия опыта по выполнению работ:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Если участником запроса предложений в электронной форме предоставлен один контракт (договор), который соответствует требованиям настоящего раздела, и более заявке по данному показателю, присваивается - 100 баллов;

При отсутствии заключенного и исполненного контракта (договора) и (или) документов, подтверждающих наличие заключенного и исполненного контракта (договора), в соответствии с требованиями настоящего раздела, заявке по данному показателю, присваивается - 0 баллов".

Согласно протоколу проведения запроса предложений в электронной форме от 24.12.2019 N ПЗП1 (далее - Протокол) Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено "0" баллов.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили заявку Заявителя, поданную на участие в закупке, и пояснили, что в соответствии с документами, представленными в составе заявки, Заявителем предоставлена копия 1 контракта, предметом которого является строительство объекта капитального строительства, при этом по данному контракту участником предоставлены копии актов о приемке выполненных работ, сумма которых менее суммы данного контракта. Таким образом, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, данные акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному Заявителем, не могут быть признаны предоставленными в полном объеме, в связи с чем, Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено "0" баллов.

Вместе с тем, согласно представленной на заседание Комиссии заявке Заявителя, для оценки заявки по Показателю N 1 Критерия N 1 представлены: "Контракт "Выполнение работ по строительству Школы на 800 мест в МКР N 9 г.. - Стоимость работ 561 473 560 рублей. Дополнительное соглашение N 1 от 12.03.2018. Дополнительное соглашение N 1 от 01.10.2018 Об изменении цены контракта - 561 135 260 рублей. Дополнительное соглашение N 3. от 27.12.2018 Об изменении цены контракта - 551 981 522 рублей. Акт приемки законченного строительством объекта от 20.12.2018. Акты КС-2 на общую сумму 551 981 522 рубля. Акты КС-3 на общую сумму 551 981 522 рубля. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.03 2019 N 05-305-20-2019.

При этом представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному Заявителем в составе заявки, предоставлены не в полном объеме и не подтверждают выполнение Заявителем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего Запроса предложений, в соответствии с требованиями Показателя N 1 Критерия N 1, а именно - 228 417 400 рублей.

Таким образом, указанные действия Единой комиссии нарушают часть 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно Письму Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11", в соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100, применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденная вышеуказанным Постановлением.

Основным документом, по которому оплачиваются выполненные обязательства, промежуточная и конечная сумма по этапам строительства, является Акт о приемке выполненных работ (КС-2).

Все строительно-монтажные операции осуществляются в соответствии с составленной ранее и утвержденной до подписания договора сметы.

Это один из главных документов, согласованный получателем ремонтно- строительных услуг, на основании которого подрядчик имеет право вносить в журнал учета перечень выполненных работ.

По сути, форма КС-3 - Справка о стоимости выполненных работ и затрат - это документ, дублирующий Акт о приемке выполненных работ.

При этом представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленному Заявителем в составе заявки, предоставлены не в полном объеме и не подтверждают выполнение Заявителем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего Запроса предложений, в соответствии с требованиями Показателя N 1 Критерия N 1, а именно - 228 417 400 рублей.

Таким образом, ФАС России обоснованно пришла к выводу, что указанные действия Единой комиссии нарушают часть 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, при этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя об отсутствии в действиях Единой комиссии Заявителя нарушения положений части 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 г. по делу N А40-19897/20)

 

2. В случае если организация представляет в составе своей заявки документы и сведения о соответствии постановлению Правительства РФ N 99, комиссия заказчика обязана допустить такую организацию до участия в закупке.

Заказчик проводил электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Кроме того, согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2 (4) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 3 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(4) приложения N 1 Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона, и исчерпывающий перечень документов.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.08.2020 N 123925 (далее - Протокол итогов) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку акты выполненных работ по представленному контракту не подтверждают стоимость исполненного контракта, а также не подтверждают, что контракт исполнен в полном объеме.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлена копия договора от 24.05.2018, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями на общую сумму 210 273 204,59 рубля, копии актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат на общую сумму 197 987 419,73 рублей, а также копия акта ввода объекта в эксплуатацию N RU50-20-15730-2020 от 23.04.2020.

При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным пунктом 2(4) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, а именно копия исполненного контракта, а также копии актов выполненных работ, подтверждающих стоимость исполненного контракта.

При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ по контракту, предоставленные Заявителем в составе заявки, не подтверждают выполнение Заявителем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего Аукциона, а именно - 80 888 935,86 рублей.

Кроме того, согласно Протоколу итогов, заявка участника с идентификационным номером "106933" (далее - Участник закупки) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку отсутствуют акты выполненных работ подтверждающие стоимость исполненного контракта.

На заседании Комиссии установлено, что Участником закупки в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлена копия договора N 1- кс от 14.10.2007, копия актов приемки законченного строительством объекта на общую сумму 56 499 082 065 рублей, а также копии актов ввода объектов в эксплуатацию.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о несоответствии заявки Участника закупки требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.

На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок Заявителя и Участника закупки документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Довод Заявителя, о том, что вторая часть заявки Общества не соответствовала требованиям Документации об аукционе противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.08.2020 N 123925 (далее - Протокол итогов) заявка Общества признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку акты выполненных работ по представленному Обществом контракту N 0373100013417000405-01 не подтверждают стоимость исполненного контракта, а также не подтверждают, что контракт исполнен в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Кроме того, согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2(4) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта 'капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 3 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(4) приложения N 1 Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона, и исчерпывающий перечень документов.

В составе заявке ООО "СпецРемСтрой" представило следующие документы:

- Договор подряда N 0373100013417000405-0033177-01 от 24 мая 2018 года со всеми приложениями и дополнительными соглашениями на общую сумму 210 273 204,59 руб.

- акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат содержащие все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" на общую сумму 197 987 419,73 руб., которая превышает 20% от начальной (максимальной) цены контракта (80 888 935,86 руб.);

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее ЗОС), подтверждающее результат работ в соответствии с статьей 110.2 Закона о контрактной системе;

- акт ввода объекта в эксплуатацию от 23.04.2020 подтверждающий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Разница между ценой договора и суммой актов выполненных работ по форме КС-2 в размере 12 285 784,86 руб. составляет стоимость работ по разработке рабочей документации, включенных в стоимость договора, но не являющихся подтверждением опыта по выполнению строительно-монтажных работ, в связи с чем акты по выполнению работ по разработке рабочей документации не были поданы при аккредитации на ЭТП с целью невведения в заблуждение Заказчика при определении суммы, подлежащей к принятию для определения опыта участника в рамках Постановления Правительства N 99. При этом указание на то, что по указанному договору подряда наряду со строительно-монтажными работами также выполняются работы по разработке рабочей документации, содержится в пункте 1.2. договора, в п. 1.10 Приложения 1 к договору "Техническое задание".

Согласно Протоколу итогов, заявка участника с идентификационным номером "106933" (далее - Участник закупки) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку отсутствуют акты выполненных работ, подтверждающие стоимость исполненного контракта.

На заседании Комиссии установлено, что Участником закупки в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлена копия договора N 1-07кс от 14.10.2007, копия актов приемки законченного строительством объекта на общую сумму 56 499 082 065 рублей, а также копии актов ввода объектов в эксплуатацию.

Представителем ГУ - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о несоответствии заявки Участника закупки требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.

При указанных обстоятельствах представленные Участником документы в совокупности подтверждали имеющиеся успешный опыт в выполнении работ, сопоставимых с работами, выполнение которых является объектом спорной закупки с точки зрения требований, содержащихся в постановлении Правительства N 99, а у аукционной комиссии Заявителя не имелось правовых оснований для принятия решения о несоответствии второй части заявки Участника требованиям документации об электронном аукционе в связи с непредставлением им документов, не установленных ни документацией о закупке, ни законодательством о контрактной системе. Подход комиссии заказчика к подтверждению опыта работ Участника является излишне формальным и не соответствует принципам и целям закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок Заявителя и Участника закупки документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2020 г. по делу N А40-171896/20-2-852)

 

3. Заказчик не вправе устанавливать требования к составу заявки, влекущие ограничение количества участников закупки.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем: вентиляции и дымоудаления, сплит-систем и кондиционеров, центрального теплового пункта (ЦТП), систем отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, систем автоматического водяного пожаротушения и оборудования автоматических установок газового пожаротушения в здании.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке свидетельства о регистрации электролаборатории в Ростехнадзоре, свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем: вентиляции и дымоудаления, сплит-систем и кондиционеров, центрального теплового пункта (ЦТП), систем отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, систем автоматического водяного пожаротушения и оборудования автоматических установок газового пожаротушения в здании Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 19 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки или копии таких документов, а именно:

- лицензия либо копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- копия свидетельства о регистрации электролаборатории в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

- выписка из реестра СРО;

- лицензия либо копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности".

При этом, пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "наличие свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства (в части "Работ по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно- технического обеспечения, о перечне инженерно- технических мероприятий", а также "Устройству внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений".

Комиссией установлено, что согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии либо иных разрешительных документов на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для выполнения таких работ соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Также, учитывая тот факт, что объектом закупки не предусматривается выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о наличии у участника закупки выписки из реестра СРО является неправомерным.

При этом, указанный Заказчиком в документации об Аукционе вид документа, подтверждающий членство участника закупки в СРО, действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрен.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, могут ограничивать количество участников закупки, чем нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.

В пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г. указано: "в другом деле арбитражный суд признал отсутствие нарушений со стороны заказчика, который в числе требований к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания не указал на необходимость наличия лицензий по каждому виду работ, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. Судом установлено, что объектом закупки являлись подрядные работы по капитальному ремонту здания. Конкурсная документация содержала требование о наличии лицензии на выполнение строительно-монтажных работ; у победителя торгов такая лицензия имелась. Работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являлись самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту".

Вместе с тем пунктом 14 Аукционной Документации установлено, что объектом Закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем: вентиляции и дымоудаления; сплит-систем и кондиционеров; центрального теплового пункта (ЦТП); отопления; горячего и холодного водоснабжения; автоматического водяного пожаротушения; оборудования автоматических установок газового пожаротушения. Место выполнения работ: здание Федерального фонда обязательного медицинского страхования, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, д. 37, корп. 4А.

Каждый из видов работ, предусмотренных Аукционной документацией входят в состав работы, являющейся объектом Закупки, а именно - комплексного технического обслуживания оборудования, и не являются самостоятельными объектами Закупки и должны выполняться исполнителем наряду с иными работами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии либо иных разрешительных документов на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для выполнения таких работ соисполнителя, обладающего соответствующими документами, кроме того, Аукционная документация не содержит запрета на привлечение к выполнению работ соисполнителя.

Основное предназначение электротехнических лабораторий (далее - ЭТЛ) - анализ технического состояния узлов электрической сети. Результатом обследования является экспертное заключение, без которого невозможно получить разрешение на ввод в эксплуатацию или план ремонтных работ, когда речь идет об уже эксплуатируемом объекте.

Лаборатория работает по нормам, изложенным в межотраслевых правилах и другой технической документации. Важная их часть - перечень разрешенных видов испытаний и измерений электролаборатории. Это подробный список, включающий все возможные обследования установок напряжением от 220 до нескольких тысяч вольт.

Полный список всех измерений, проводимых ЭТЛ, очень обширный и включает в себя электроиспытания всего электрооборудования. Перечень составляется согласно РД 34.45-51.300-97, вместе с тем, Аукционной документацией не предусмотрено выполнение работ по обслуживанию электрических систем или электроустановок, кроме того, пунктом 7.6.1 Технического задания установлено, что Исполнителю для диагностирования оборудования и проведения измерений может потребоваться измерительная лаборатория, таким образом, ФАС России обоснованно пришла к выводу об избыточности требования о наличии у Участника копии свидетельства о регистрации электролаборатории в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Суд первой инстанции правильно также отметил, что требование о наличии у Участника лицензии либо копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности установлено исключительно для возможности выполнения работ, установленных пунктом 5.2. Аукционной документации, предусматривающих профилактическое обслуживание ЦТП. Данные работы также не являются самостоятельным объектом Закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом Закупки, в связи с чем установление Заказчиком вышеуказанного требования также является избыточным.

Организация, осуществляющая инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, должна являться членом СРО. соответствующей видам выполняемых работ.

Приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для выполнения работ, внесенных в Перечень необходимы допуски саморегулируемой организации.

В Перечень включены следующие виды работ, касающиеся выполнения работ по монтажу и установке систем вентиляции и кондиционирования: пункты 15.4, 23.5, 23.6, 24.14.

Перечисленные виды работ помечены "звездочкой*". Это означает, что для их выполнения на "обычных" объектах допуски СРО не требуются. Свидетельство СРО нужно будет получать только в случае выполнения приведенных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Аналогичная позиция высказывалась в Письме Минрегиона России от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ, где указано, что Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона N 624 предусмотрено получение свидетельства о допуске к работам по установке систем вентиляции и кондиционирования воздуха (п.п. 15.4., 23.5., 23.6., 24.14 Перечня), если они выполняются на особо опасных и технически сложных объектах, вместе с тем, пунктом 7.1.12.3 Аукционной Документации установлено, что работы выполняются в соответствии со СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания".

Кроме того, учитывая тот факт, что объектом закупки не предусматривается выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, требование Заказчика о наличии у участника закупки выписки из реестра СРО является неправомерным.

При этом указанный Заказчиком в документации об Аукционе вид документа, подтверждающий членство участника закупки в СРО, действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрен.

Ссылка Заявителя на Определение Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2018 г. N 271-ПЭК18 не может быть принята во внимание, так как предметом спора являлось не само требование к наличию лицензии, а то, что в составе заявки участником была представлена лицензия, в которой местом нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности указан город, отличный от требуемого места выполнения работ, в оспариваемом же Решении ФАС России указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении излишних требований к составу вторых частей на участие в Аукционе в виде наличия у участника Закупки выписки из реестра СРО.

С учетом изложенного, суд первой инстанции признал обоснованным довод Антимонопольного органа о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, могут ограничивать количество участников закупки, чем нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 г. по делу N А40-94041/20)

 

4. Заказчик не вправе устанавливать в техническом задании избыточные требования к поставляемому товару, которые не влияют на качество товара и полноту исполнения обязательств по контракту.

Заказчик проводил электронный аукцион для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2020 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением в первой части заявки сведений в отношении количества ЗИП для передачи Администрации.

Пунктом 18 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании документации об Аукционе.

Согласно пункту 1.5.2 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару "Светодиодных светильников и ламп", в том числе "Количество ЗИП для передачи Администрации: тип N 1 - 20 светильников; тип N 2 - 5 светильников; тип N 3 - 3 светильника".

При этом объектом закупки является, в том числе, поставка светодиодных светильников и ламп, вместе с тем, установление требования к указанию количества ЗИП для передачи Администрации, является излишним требованием к характеристикам товаров, применяемых при поставке товара в рамках исполнения государственного контракта, а также не позволяет определить лучших из предложенных условий исполнения контракта.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, что установление указанного требования к участникам закупки в документации об Аукционе способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

Кроме того, согласно Протоколу участнику закупки с идентификационным номером заявки "155" отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к товару не влияющие на качественные характеристики товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю, а также участнику закупки с идентификационным номером заявки "155", в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно пункту 1.5.2 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к закупаемому товару "Светодиодных светильников и ламп", в том числе "Количество ЗИП для передачи Администрации: тип N 1 - 20 светильников; тип N 2 - 5 светильников; тип N 3 - 3 светильника".

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2020 N 0150300001520000013-1 (далее - Протокол) Обществу отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением в первой части заявки сведений в отношении количества ЗИП для передачи Администрации.

При этом объектом закупки является, в том числе, поставка светодиодных светильников и ламп, вместе с тем, установление требования к указанию количества ЗИП для передачи Администрации, является излишним требованием к характеристикам товаров, применяемых при поставке товара в рамках исполнения государственного контракта, а также не позволяет определить лучших из предложенных условий исполнения контракта.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, что установление указанного требования к участникам закупки в документации об Аукционе способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2.2.1 первая часть заявки на участие в электронном аукционе за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2.2.2 настоящей документации, должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, на данное условие технического задания распространяется согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, поскольку количества ЗИП для передачи Администрации не может являться характеристикой товара.

Кроме того, согласно Протоколу участнику закупки с идентификационным номером заявки "155" отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.

На основании изложенного, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к товару не влияющие на качественные характеристики товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, по мнению суда, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю, а также участнику закупки с идентификационным номером заявки "155", в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Таким образом, поскольку установление требования к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе количества товара, поставляемого в рамках контракта, является избыточным требованием и предоставление в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о количестве товара Законом о контрактной системе не предусмотрено, отказ в допуске к участию в электронном аукционе в связи с неуказанием количества товара, поставляемого в рамках контракта, является незаконным. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2020 г. по делу N А40-192142/2020-146-1384)

 

5. Заказчик должен установить в проекте контракта документации об аукционе размеры штрафа в соответствии с постановлением N 1042.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку инженерных систем и оборудования в рамках комплексного капитального ремонта здания.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).

Пунктом 5.2.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы".

Кроме того, пунктом 5.3.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы".

Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены размеры штрафа в соответствии с Постановлением N 1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Пунктом 5.2.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы".

Кроме того, пунктом 5.3.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы".

Изучив проект контракта документации об Аукционе, ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены размеры штрафа в соответствии с Постановлением N 1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении закупки.

Таким образом ФАС России обоснованно пришла к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2020 г. по делу N А40-123215/20-33-917)

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары

Первоисточник: подготовлено экспертами компании "Гарант"

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Юридический и фактический адрес: Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, д. 20.
тел./факс: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21