Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары

Вопросы граждан

11 мая 2022 г. | Пользователь
Закупки по Закону N 223-ФЗ заказчикам, в отношении которых введены санкции: особенности осуществления

Закупки заказчиков по Закону N 223-ФЗ, в отношении которых введены санкции

С 7 марта 2022 года действует постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 (далее - постановление N 301), принятое на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. 

В силу п. 1 Постановления N 301 основаниями неразмещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение:

- политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или)

- мер ограничительного характера иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении заказчика, осуществляющего закупку. 

В п. 2 Постановления N 301 указано, что положения п. 1 Постановления N 301 применяются также в отношении заказчиков - кредитных организаций, если указанные в п. 1 Постановления N 301 санкции и меры ограничительного характера введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию. При этом контролирующим кредитную организацию лицом признается лицо, которое осуществляет в отношении кредитной организации контроль, определяемый в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. 

В письмах Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813 и от 08.04.2022 N 24-01-08/30604 представители ведомства ответили на основные вопросы, возникающие у заказчиков при применении Постановления N 301. Так, разъяснено, что:

1) неразмещение в ЕИС сведений, которое предусмотрено п. 1 Постановления N 301, обязательно для всех заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера, в том числе для кредитных организаций (см. также пп. 5 и 8 письма Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-08/30604);

2) пункт 2 Постановления N 301 предусматривает дополнительное основание неразмещения в ЕИС сведений для заказчиков - кредитных организаций, в отношении которых санкции и меры ограничительного характера не введены. Такие кредитные организации не размещают сведения в ЕИС, если санкции и меры ограничительного характера введены в отношении контролирующего лица кредитной организации;

3) заказчики, указанные в Постановлении N 301, осуществляют закупки путем проведения исключительно:

- закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме. Закрытые конкурентные закупки в электронной форме проводятся исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок, включенной в предусмотренный ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ перечень (Приложение N 2 к распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Распоряжение N 1447-р). В настоящее время оператором такой площадки является ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа";

- неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие о размещении в ЕИС, предусмотренное подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Порядок проведения заказчиком неконкурентных закупок определяется в силу чч. 3 - 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке;

4) заказчики должны применять Постановление N 301 с даты его вступления в силу в отношении всех осуществляемых ими закупок, в том числе находящихся на этапе определения контрагента;

5) закупки, сведения о которых не размещаются в ЕИС в соответствии с Постановлением N 301, не включаются в план закупок, реестр договоров и не учитываются при расчете годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП;

6) Постановление N 301 не распространяется на отношения, урегулированные Законом N 44-ФЗ, и не применяется при закупках в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

 Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"

29 апреля 2022 г. | Пользователь
Что изменилось в Законе N 223-ФЗ?

Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - 2022

См. Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - 2022

 Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2022 года 

Появился новый случай включения сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (с 1 июля 2022 года)

(п. 6 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Изменена ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ.

Теперь в РНП включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. 

Информация об обеспечении заявки и об обеспечении исполнения договора включается в извещение и документацию о конкурентной закупке (с 1 июля 2022 года)

(п. 3 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ) 

Часть 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ дополнена пп. 8.1 и 8.2, ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ дополнена пп. 15.1 и 15.2

Установлены особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых являются строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства (с 1 июля 2022 года)

(подп. "г" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Статья 3.1-3 Закона N 223-ФЗ дополнена новыми чч. 3 - 5.

Установлено, что результатом выполненной работы по договору, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный, реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получены заключение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Также указано, что предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. 

Определены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием МСП, а также в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам такой закупки (с 1 июля 2022 года)

(п. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ) 

Статья 3.4 Закона N 223-ФЗ дополнена новыми чч. 14.1 - 14.3, 31, 32.

Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП, должна соответствовать следующим требованиям:

- должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;

- не может быть отозвана выдавшим ее гарантом;

- должна содержать:

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством РФ;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов МСП, указанным выше требованиям является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

Также установлено, что гарант в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, обязан за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку (пени) в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии.

Заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в случаях, предусмотренных ч. 26 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.

Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, должна соответствовать тем же требованиям, что и независимая гарантия, обеспечивающая заявку на участие в такой закупке, кроме срока ее действия. При этом такая независимая гарантия:

- должна содержать указание на срок ее действия, который не может составлять менее 1 месяца с даты окончания предусмотренного извещением, документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;

- не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.

Правительство РФ вправе установить:

1) типовую форму независимой гарантии;

2) форму требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии;

3) дополнительные требования к независимой гарантии;

4) перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии;

5) особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, для целей Закона N 223-ФЗ. 

Заказчик не вправе размещать в ЕИС и на своем сайте в сети "Интернет" информацию о закупке, которая не подлежит размещению в ЕИС в соответствии с Законом N 223-ФЗ (с 1 июля 2022 года)

(подп. "г" - "ж" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Соответствующие изменения внесены в чч. 6, 7, 11, 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Информация, которая не размещается в ЕИС, указана в ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. 

Порядок размещения в ЕИС уведомлений и заключений, выданных по результатам оценки соответствия или мониторинга соответствия, устанавливается Правительством РФ (с 1 июля 2022 года)

(подп. "г" п. 1 и п. 7 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Соответствующие изменения внесены в подп. "а" и "б" п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и в ч. 16 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ.

Кроме того, в ч. 16 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ теперь установлено, что при выдаче отрицательного заключения, предусмотренного ч. 15 ст. 5.1 Закона N 223-ФЗ, уведомления и заключения не размещаются на официальном сайте ЕИС. 

Наименование страны происхождения товара можно включать в описание предмета закупки (с 1 июля 2022 года)

(подп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Соответствующие изменения внесены в п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. 

На основании п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ может устанавливать особенности закупок, проводимых в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (с 1 июля 2022 года)

(подп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Соответствующие изменения внесены в п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. До вступления в силу этих изменений на основании указанной нормы Правительство РФ вправе устанавливать особенности закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, предусмотренные п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. 

Изменения в 223-ФЗ с 16 апреля 2022 года 

Определены сроки оплаты исполненного по договорам (с 16 апреля 2022 года)

(подп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ) 

Статья 3 Закона N 223-ФЗ дополнена новыми чч. 5.3 и 5.4.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от указанных выше, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

Утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке, учитывающее новые положения Закона N 223-ФЗ, необходимо до 1 октября 2022 года. В противном случае положение о закупке по состоянию на 1 октября 2022 года считается не размещенными в ЕИС (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ).

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в ЕИС обновленного положения о закупке, но не позднее 1 октября 2022 года, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения. Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги по договорам, заключенным по результатам таких закупок, должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ. 

Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2022 года 

Положения Закона N 223-ФЗ приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)

(ст. 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) 

Изменены п.п. 7 и 8 ч. 8.1 ст. 3, п.п. 7 и 8 ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ.

В Законе N 44-ФЗ сокращено количество способов закупок. В частности, исключены двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений.

Соответствующие изменения внесены и в нормы Закона N 223-ФЗ, которые предусматривают применение заказчиком отдельных положений Закона N 44-ФЗ (в том числе о способах закупок) в случаях:

- неразмещения в ЕИС положения о закупке (решения о присоединении к положению о закупке "материнской" организации) в установленный срок;

- нарушения обязанностей, связанных с закупками у МСП

 Ответ службы Правового консалтинга "Гарант"

20 апреля 2022 г. | Пользователь
Как рассчитать штраф в случае несоблюдения контрагентом условия контракта об объеме привлечения соисполнителя из числа СМП, СОНО?

Государственным контрактом предусмотрено условие о привлечении соисполнителя из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 15% от цены государственного контракта.

Как рассчитывается штраф в случае привлечения соисполнителя из СМСП на сумму в меньшем объеме, чем предусмотрено госконтрактом? Можно ли рассчитать размер штрафа путем вычета из суммы, на которую должны были быть привлечены соисполнители, суммы, на которую были привлечены соисполнители из СМСП? Можно ли рассчитать штраф за непривлечение в качестве соисполнителя по государственному контракту СМСП как за нарушение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, поскольку под стоимостным выражением не могут подразумеваться обязательства основного исполнителя перед третьими лицами?

 Согласно ч. 5, ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае осуществления закупки с установлением требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО), в контракт в том числе включается обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (смотрите также п. 6 Типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций").

За неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО установлена ответственность в виде штрафа, который устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом (п. 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042)).

При этом так как п. 8 Правил 1042 предусмотрено специальное основание для начисления штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, полагаем, применять к контрагенту меры ответственности, предусмотренные иными пунктами данных правил, заказчик не вправе.

Как видим, размер штрафа за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО устанавливается от объема такого привлечения, установленного контрактом, при этом Правилами 1042 не предусмотрена возможность уменьшения штрафа в зависимости от фактически исполненного объема такого привлечения.

Однако в ряде случаев, учитывая сложившийся в судебной практике подход о неправомерности начисления неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части обязательств (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 N 305-ЭС16-7657), суды признают правомерным расчет штрафа, предусмотренного п. 8 Правил 1042 в зависимости от фактически исполненного объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (смотрите постановление Девятого ААС от 17.12.2021 N 09АП-77687/21 по делу N А40-58562/2021).

Напомним, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (п. 1 ст. 333 ГК РФ, п. 69 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). Сказанное в полной мере относится к случаю взыскания штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (смотрите постановление Первого ААС от 17.07.2021 N 01АП-2930/21 по делу N А38-2333/2020, постановление Первого ААС от 16.04.2021 N 01АП-2114/21 по делу N А38-2233/2020).

Кроме того, необходимо учитывать, что при наличии обстоятельств, предусмотренных Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, заказчик обязан списать начисленную контрагенту неустойку (подробнее об этом смотрите в Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств).

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга "Гарант"

 

 

11 апреля 2022 г. | Пользователь
Выплата полной суммы независимой гарантии в случае неисполнения контракта - обязанность банка?

Муниципальный контракт на проведение подрядных работ, заключенный на основании Закона N 44-ФЗ, расторгнут в связи с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт подрядчиком не исполнен в полном объеме. Решением ФАС подрядчик включен в РНП, решение подрядчиком не обжаловано, то есть вступило в силу. Заказчик обратился в банк с требованием о выплате суммы в максимальном размере, указанном в гарантии, выданной в обеспечение исполнения контракта, при этом представил расчет. Банк отказал в выплате полной суммы по банковской гарантии.

Должны ли условия независимой банковской гарантии содержать закрытый перечень случаев (обстоятельств), при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии? При каких обстоятельствах гарантом выплачивается полная сумма, выданная принципалу в обеспечение исполнения муниципального контракта? Правомерен ли отказ гаранта в данном случае?

 При предъявлении заказчиком требования об уплате полной суммы по гарантии в случае полного неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту с приложением всех необходимых документов банк обязан выплатить указанную в требовании сумму. В противном случае эта сумма может быть взыскана с банка в судебном порядке вместе с неустойкой. Окончательное решение по данному вопросу может быть принято только судом.

 Общие требования к независимой гарантии, разновидностью которой является банковская гарантия, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Независимая гарантия (далее - гарантия) выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром (п. 2 ст. 368 ГК РФ) и должна, в частности, содержать основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией, и денежную сумму, подлежащую выплате, или порядок ее определения (п. 4 ст. 368 ГК РФ).

Дополнительные требования к гарантиям, которые предоставляются заказчику, действующему в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в качестве обеспечения заявок на участие в торгах, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов, установлены ст. 45 Закона N 44-ФЗ и Дополнительными требованиями (далее - Доптребования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее - Постановление N 1005) на основании ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. "а" Доптребований в гарантию, обеспечивающую исполнение контракта, помимо прочего, обязательно включаются:

- сумма, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

- право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией (далее - требование) (абзац второй п. "а" Доптребований);

- установленный Постановлением N 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, абзац пятый п. "а" Дополнительных требований).

Как указано в Постановлении N 1005, бенефициар (заказчик) одновременно с требованием направляет гаранту (банку) следующие документы:

- расчет суммы, включаемой в требование;

- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (поставщику, подрядчику, исполнителю), с отметкой об исполнении - если требование предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.12.2014 N Д28И-2840);

- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии.

Следует заметить, что какой-либо формы расчета суммы, подлежащей выплате, суммы гарантии ни законом, ни каким-либо подзаконным актом не установлено.

В ст. 370 ГК РФ закреплен принцип независимости банковской гарантии от основного обязательства. Согласно указанной норме предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

Согласно п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант имеет право отказать в удовлетворении требования бенефициара при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- если требование не соответствует условиям гарантии;

- если приложенные к требованию документы не соответствуют условиям гарантии;

- если требования представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.

В других случаях (если иное не предусмотрено гарантией) гарант не вправе отказывать в выплате предусмотренной в гарантии суммы (п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии (приложение к информационному письму ВАС РФ от 15.01.1998 N 27)). В определении от 04.10.2012 N ВАС-12243/12 ВАС РФ отмечает, что законодатель установил специальные (исчерпывающие) основания для отказа гаранта в удовлетворении требования бенефициара, которые никак не связаны с основным обязательством, кроме того, у гаранта отсутствует право отказать в выплате при предъявлении к нему повторного требования (п. 2 ст. 376 ГК РФ).

Таким образом, при предъявлении заказчиком требования об уплате полной сумме по гарантии в случае полного неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту с приложением всех необходимых документов банк обязан выплатить указанную в требовании сумму. В противном случае эта сумма может быть взыскана с банка в судебном порядке вместе с неустойкой (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 16.03.2018 N Ф10-221/18, постановление АС Московского округа от 27.12.2021 N Ф05-31649/21, постановление АС Волго-Вятского округа от 13.08.2018 N Ф01-2710/18).

Вместе с тем при предъявлении требования об уплате полной денежной суммы по банковской гарантии необходимо учитывать позицию Президиума Верховного Суда РФ, согласно которой положения Гражданского кодекса РФ и Закона N 44-ФЗ не содержат норм, согласно которым неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту является безусловным основанием для полного удержания заказчиком денежных средств, полученных в результате платежа по банковской гарантии. В силу ст. 15, 375.1 ГК РФ бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным (п. 30 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.)). Поэтому в каждом конкретном случае окончательное решение по данному вопросу может принять только суд (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 20.12.2019 N Ф05-22460/19, постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2018 N Ф04-968/18, постановление АС Уральского округа от 07.07.2020 N Ф09-1531/20).

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга "Гарант"

29 марта 2022 г. | Пользователь
Резкое повышение цен на товары - основание для расторжения госконтракта?

Поставщики отказываются поставлять товар по контрактам по поставкам лекарственных препаратов, продуктов питания, заключенным конкурентными способами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Поставщики аргументируют, что производители (поставщики) подняли цены на товары, и поставщики по контрактам несут убытки вследствие резкого скачка цен по товарам, указанных в различных контрактах, заключенных конкурентными способами.

Можно ли расторгнуть контракты по соглашению сторон? Каков порядок начисления неустойки и штрафа по неисполнению обязательств в сложившейся ситуации? Будет ли являться непреодолимой силой удорожание товара более чем на 10%? Какие документы могут предоставить поставщики для расторжения контракта по соглашению сторон вследствие удорожания товаров?

Само по себе изменение курса рубля и цен на товары не свидетельствует о возникновении обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) или о существенном изменении обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Правомерность увеличения цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ представляется нам сомнительной. Однако разъяснения и практика применения указанной нормы на сегодняшний день отсутствуют.

Если уполномоченным государственным органом по результатам обращения заказчика не будет принято решение об изменении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, соответствующий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку.

 По общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ. Соответствующие нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не рассчитаны на возникновение форс-мажора и на случаи существенного изменения обстоятельств (смотрите ст. 451 ГК РФ)*(1).

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, вступившим в силу с 08.03.2022, ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая условия о цене. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Подчеркнем, что на сегодняшний день разъяснения государственных органов, касающиеся порядка применения ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, отсутствуют, практика применения этой нормы также не сформирована.

Оценить, действительно ли те или иные обстоятельства, которые, по мнению сторон, делают невозможным исполнение обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Контрагент, как заинтересованное лицо, должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).

Мы полагаем, что в целях обоснования невозможности исполнения обязательств по контракту контрагент может представить любые заслуживающие, по его мнению, внимания аргументы. В частности, контрагент может обратиться за сертификатом о форс-мажоре. Такие сертификаты выдаются в зависимости от обстоятельств Торгово-промышленной палатой РФ при свидетельствовании наступления таких обстоятельств (п. 3 ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", п. 2.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. N 173-14)) или уполномоченными ТПП на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, где наступили соответствующие обстоятельства (пункты 1.2, 1.5 Положения, утвержденного Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).

Однако нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Существенное увеличение цены товара (работ, услуг) по сравнению с ценой, указанной в контракте, свидетельствует не о невозможности исполнения предусмотренного контрактом обязательства, а лишь об утрате контрагентом экономической заинтересованности в исполнении контракта. Поэтому указанное обстоятельство, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об увеличении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. С учетом вышеизложенного правомерность изменения по указанному основанию именно условия контракта о цене представляется нам сомнительной.

Разумеется, заказчик вправе, представив соответствующее обоснование, обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с просьбой разрешить изменить существенные условия контракта (о сроке и порядке оплаты, о сроке исполнения, о цене и др) на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Если такое решение указанным органом не будет принято, контрагент обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях. При неисполнении контрагентом предусмотренных контрактом обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Если, учитывая конкретные обстоятельства, такой вариант развития событий заказчика не устраивает и при этом имеются основания полагать, что на изначально согласованных условиях контракт не будет исполнен, единственным вариантом решения описанной в вопросе проблемы нам представляется расторжение контракта и последующее осуществление новой закупки. Напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению без каких-либо дополнительных оснований. Такая возможность предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите в связи с этим материал: Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ).

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга Гарант

14 марта 2022 г. | Пользователь
Как заказчику в 2022 году отказаться от исполнения контракта?

Муниципальным заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона от 04.01.2022. При подготовке документов было решено обратиться к ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в действующей редакции (от 01.01.2022).

Каким образом муниципальному заказчику провести процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта согласно изменениям, вступившим в силу с 01.01.2022? 

Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен чч. 10-14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).

Действительно, ст. 95 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2022 года дополнена ч. 12.1, которой предусмотрен порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, и данная норма не применяется до 1 июля 2022 года (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее - Закон N 360-ФЗ)).

Однако, как указано в п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, с 1 января 2022 года до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в том числе закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закрытых электронных процедур, заказчик:

- направляет такое решение контрагенту в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (подп. "а" п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ). Этот порядок предполагает вручение решения контрагенту лично под расписку либо направление решения контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении;

- не позднее дня направления решения размещает его в единой информационной системе (далее - ЕИС) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 года (подп. "б" п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).

По общему правилу, установленному ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления считается:

- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени контрагента, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку) (п. 1 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

- дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При этом, согласно подп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма, направленного в соответствии с подп. "а" п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении 15 дней, считая с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе.

Как видим, положениями п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, который применяется заказчиками в переходный период до вступления в силу требований ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:

- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,

- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Особо отметим, что ч. 14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок направления заказчиком уведомления об отмене решения об одностороннем отказе, однако данный порядок не применяется для случаев расторжения контрактов, заключенных по итогам проведения электронных процедур. Для случаев электронных процедур, закрытых электронных процедур порядок направления уведомления об отмене решения заказчика предусмотрен ч. 14.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но до 1 июля 2022 года он не применяется (ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).

Информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п. 11 ч. 2, чч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта.

Если решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с ЕИС, такое решение, а также содержащаяся в нем информация, подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, обращение о включении информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга Гарант

03 марта 2022 г. | Пользователь
Антисанкционные меры - 2022

Собрали в одну подборку всю самую горячую правовую информацию о мерах, направленных на стабилизацию российской экономики и поддержку граждан в условиях введенных санкций. Подборка пополняется по мере появления новых документов!

Антисанкционные меры - 2022

Ответ службы Правового консалтинга Гарант

28 февраля 2022 г. | Пользователь
Нужно ли выделять в контракте отдельные этапы его исполнения, если поставка осуществляется по заявкам заказчика?

В организации часть контрактов исполняется периодически, то есть по заявкам заказчика (продукты питания). Оплата осуществляется после каждой приемки товара, и этапы исполнения не закреплены в контракте как отдельные этапы, потому что при планировании невозможно было спрогнозировать точный объем и необходимые даты поставки товаров (работ, услуг). Как с 01.01.2022 с учетом п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ отражать в контрактах без объема информацию об этапах исполнения, когда на стадии планирования спрогнозировать объем и даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг не представляется возможным? Какой порядок отражения такой информации в реестре контрактов?

Заказчик не обязан включать информацию об отдельных этапах исполнения контракта при осуществлении закупок, в отношении которых не устанавливается заранее определенного объема, в текст контракта или в реестр контрактов. Информацию и документы о частичном исполнении такого контракта целесообразно направлять в реестр контрактов по каждому факту приемки товаров, работ, услуг и их оплаты по контракту.

С 1 января 2022 года согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в редакции Закона N 360-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, поставка, выполнение, оказание любой части товаров, работ, услуг соответственно, в том числе в объеме, предусмотренном заявкой заказчика, может расцениваться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату этой части исполнения. Именно такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152. В данном письме также указано, что сама по себе частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, если при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты соответствующей части исполнения.

В этой связи заметим, что Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика выделять этапы исполнения контракта в тех случаях, когда таковые должны будут иметь место при исполнении контракта, непосредственно в условиях контракта. Более того, представляется очевидным, что непосредственное определение этапов исполнения контрактов именно как этапов, именование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения - выделение этапов как таковых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употребление той или иной терминологии (смотрите ст. 431 ГК РФ). В любом контракте, который предполагает приемку заказчиком частичного исполнения и оплату такого исполнения после приемки, можно выделить этапы, притом что возможность приемки части исполнения по контракту, названной "этапом", не может расцениваться в качестве такового, если контрактом не предполагается оплата этой части исполнения.

При этом Закон N 44-ФЗ не исключает возможность осуществления заказчиками закупок товаров, работ, услуг, объем которых определить заранее невозможно (ч. 24 ст. 22ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Более того, типовой контракт на поставку продуктов питания, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140*(1), предусматривает различные варианты поставки продуктов питания как по заявкам заказчика, в том числе в случае, если количество поставляемого товара невозможно определить, так и не по заявкам, в том числе в случае, когда товар поставляется партиями и в контракте определено необходимое количество товара (график (этапы) поставки). Однако если объем исполнения по контракту невозможно определить заранее, представляется очевидным и невозможность определения заранее, непосредственно в тексте контракта и какой-либо конкретной части исполнения, которая могла бы быть принята и оплачена в определенное время. В связи с этим сомнительным становится и определение части исполнения по заявкам заказчика как этапа.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, в приведенном в вопросе случае заказчик не обязан указывать информацию об отдельных этапах исполнения контракта при осуществлении закупок без определенного объема в тексте контракта или в реестре контрактов (при заключении). К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось, правоприменительной практики по нему по совершенно понятным причинам сложиться еще не могло.

Относительно включения информации об исполнении контракта с неопределенным объемом в реестр контрактов отметим, что согласно ч. 1 ст. 94п. 10 и п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и подп. "к" и "н" п. 2 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, под "исполнением контракта" понимается исполнение его сторонами предусмотренных им обязательств, включая приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта и их оплату. Учитывая содержание п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, мы не можем исключить то, что в правоприменительной практике будет сформирована позиция, согласно которой приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в объеме, предусмотренном заявкой заказчика, приравниваются по юридическому значению к исполнению отдельных этапов исполнения контракта. В этой связи до формирования в практике единообразного подхода к этому вопросу, на наш взгляд, во избежание неблагоприятных последствий целесообразно направлять в реестр контрактов информацию и документы об исполнении контракта без определенного объема в отношении каждого факта приемки и оплаты по такому контракту.

Изложенная позиция является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минфин России и (или) Федеральную антимонопольную службу.

Ответ подготовлен экспертом службы Правового консалтинга Гарант

15 февраля 2022 г. | Пользователь
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с осуществлением закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Обзор актуальной судебной практики, связанной с заключением контрактов по п. 9 ч. 1 ст. 93 (срочные закупки) в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 (по состоянию на 31 декабря 2021 года). 

I. Нормативно-правовая база, используемая в качестве оснований для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ 

Основание для заключения контракта (договора):

Пункт 9 части 1 статьи 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

- осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. 

Действия и обязанности Заказчика (организатора торгов) при заключении контракта (договора):

- Часть 2 Статьи 93. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

- Часть 4 Статьи 93. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

- Статья 103. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Следовательно, контракты по пункту 9 части 1 статьи 93 включаются в реестр контрактов!

- Пункт 22 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1279 - планы-графики подлежат изменению при необходимости в случаях перечисленных в Постановлении. Пункт 23 - внесение изменений в план-график осуществляется не позднее дня заключения контракта.

- Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387 о признании режима повышенной готовности в связи с короновирусной инфекцией

- Совместное письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20 - признание короновирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы 

II. Типовые нарушения Заказчиков при применении п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ 

- Коронавирус - это еще не повод проводить госзакупку у единственного поставщика

Фабула дела:

Закупка у единственного поставщика НМЦК - 217 456 600 рублей; 24.03.2020 заключен государственный контракт между Заказчиком и ООО "КБК СОЦСТРОЙ" N 17-2020

Внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФАС России, которым в действиях Заказчика установлено нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе; материалы от 23.06.2020 по делу N П-67/20 переданы в адрес Магаданское УФАС России

Довод Заказчика:

Электронный аукцион "Строительство объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42x24" отменили в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ: По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.)

Выводы суда: Предпринимаемые при названных условиях меры должны отвечать требованиям оперативности, динамичности, адекватности стремительно изменяющимся внешним условиям, результативности. Закупка, результаты которой объективно не могут быть получены ранее истечения длительного временного промежутка, не характеризуется такими признаками.

Поскольку причин для отнесения спорной закупки к комплексу чрезвычайных мер, реализуемому в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в марте 2020 г., не имеется, она могла быть проведена на конкурентных условиях и с использованием конкурентных процедур.

(Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2021 N 305-ЭС21-14586 по делу N А40-142204/2020) 

Фабула дела:

Выполнение противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" с единственным поставщиком - ООО "СпецТех-Полтава" на сумму 300 000 000,00 руб.

Довод Заказчика:

В связи с введением на территории РФ режима повышенной готовности и принятием мер по нераспространению коронавирусной инфекции, введением Указом Президента РФ нерабочих дней с 30.03.2020 до конца апреля 2020 года, введением губернатором Краснодарского края карантина на всей территории Краснодарского края, распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, соответственно является обстоятельством непреодолимой силы. Решение заказчика о выборе способа закупки с единственным поставщиком мотивировано тем, что проведение противопаводковых мероприятий направлено на экстренное реагирование учреждения с учетом возможного возникновения угрозы подтопления территорий паводковыми водами в 2020 году.

Выводы суда: 1 инстанция согласилась, 2 инстанция отменила.

Необходимость закупки работ по выполнению противопаводковых мероприятий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, и тем самым заключение государственного контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ не обоснованы заказчиком. Суд апелляционной инстанции также учел, что деятельность учреждения не отнесена к той деятельности, в рамках осуществления которой может быть оказана помощь населению для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. Требование о признании недействительным контракта на выполнение противопаводковых мероприятий на гидротехнических сооружениях учреждения и применении последствий недействительности сделки удовлетворен.

(Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 N 15АП-18942/2020 по делу N А32-15143/2020) 

- Экстренные работы по капремонту без торгов, неосуществление которых может привести к аварии

Фабула дела:

ГБУ ДО "РДООЦ "Костер" заключил сделку без доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджетному учреждению на капремонт работы по капитальному ремонту двух корпусов (замена трубопроводов, установка радиаторов, ремонт полов, демонтаж железобетонных конструкций, лестничной клетки, демонтаж кабеля, розеток, демонтаж поддонов душевых, унитазов и писсуаров и связанные с ними работы), а также перечня работ по ремонту кровли учебно-тренировочного корпуса без торгов.

Довод заказчика:

Работы выполнялись истцом за несколько дней (менее чем за неделю) непосредственно перед заездом детей в оздоровительно-образовательный центр на отдых, так и во время нахождения там на отдыхе детей. Доказательств, что объект находился в надлежащем состоянии, отвечал требованиям безопасности жизни и здоровью, отдыхающих детей и обслуживающего персонала нет.

Выводы судов:

Работы были необходимы и носили экстренный характер, поскольку несвоевременное выполнение могло привести к возникновению аварий и чрезвычайных ситуаций, которые несли угрозу здоровью детей. Не представлено доказательств выполнения подрядных работ в иные годы (сроки), необходимые для поддержания объекта в надлежащем состоянии, обеспечивающем безопасность социально значимого объекта.

Доказательств факта сговора между сторонами, иные злоупотребления и наличия в действиях сторон намерения обойти требования Закона о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота, не установлены.

- сжатые сроки;

- разовый характер поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

- необходимость устранить аварию, ее последствия или угрозу ее возникновения.

Контрагент выполнял их за несколько дней до заезда детей. Несвоевременное осуществление работ могло привести к аварии или чрезвычайной ситуации, которые несли угрозу здоровью детей.

(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.2018 N Ф06-36339/18 по делу N А65-29438/2016) 

Фабула дела:

Заказчик обязан заплатить за экстренные работы по зимнему содержанию автодорог без объявления данного режима. Подтвердить погодные условия помогли гидрометеорологические бюллетени и иные документы.

Выводы судов:

Могли ли работы быть отложены до заключения сторонами в установленном порядке соответствующих контрактов?

Чрезвычайная закупка у единственного поставщика: официальное признание ЧС не обязательно.

Фабула дела:

В связи с надвигающимся циклоном Департамент в письме от 04.03.2016 года N 16-1713 обратился к АО "Примавтодор" с просьбой привести в готовность силы и средства для ликвидации возможных последствий циклона и быть готовыми организовать работу в круглосуточном режиме по ликвидации последствий циклона; при выполнении работ по ликвидации последствий циклона предоставить в Департамент сметы по фактическим затратам. Подрядчик без заключения контракта устранил последствия циклона и провел работы по зимнему содержанию автомобильных дорог. Заказчик не оплатил работы.

Выводы судов:

Верховный суд и нижестоящие суды единогласно решили, что заказчик должен заплатить. Работы носили экстренный характер, имели социальную значимость, их нельзя было отложить до заключения госконтракта. Режим чрезвычайной ситуации не вводили, однако сложные погодные условия были зафиксированы гидрометеорологическими бюллетенями и другими актами. Наличие погодных условий, свидетельствующих о необходимости выполнения работ, не терпящих отлагательств до момента заключения контрактов в установленном порядке и обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, их имуществу, подтверждается, в том числе, специализированными гидрометеорологическими бюллетенями. Сделку признали недействительной, так как необходимость в выполнении работ возникла задолго до объявления режима ЧС.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 N 05АП-7790/2017 по делу N А51-13055/2017. Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости выполненных работ по ликвидации последствий циклона. Решение: Требование удовлетворено. Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2018 по делу N А51-13055/2017) 

III. Рекомендации по применению п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ 

- Закупка разовая и направлена, например, исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий.

- Не выбирайте данный способ, когда вы можете прогнозировать и контролировать ситуацию.

- Существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

- Не применяйте, если закупка носит ежегодный сезонный характер для обычной хозяйственной деятельности учреждения, независимо от распространения коронавирусной инфекции.

- Исполнитель должен быть готов доказать разовый характер работ, отсутствие сговора и недобросовестной конкуренции.

Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 по делу N А51-7057/2012, Письма Минэкономразвития России от 04.04.2016 N ОГ-Д28-4271, от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1230.

Ответ службы Правового консалтинга Гарант

03 февраля 2022 г. | Пользователь
В каких случаях при заключении контракта теперь указываются формула цены и максимальное значение цены контракта?

В начале января был дополнен перечень случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта. Подготовили для вас подробный обзор указанных изменений.

Видеоролик

Ответ службы Правового консалтинга Гарант

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары
Юридический и фактический адрес: Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, д. 20.
Телефон: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21