Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары

Обзор судебной практики за июнь 2019 года

Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2019)

1. Заказчик должен установить в документации о закупке требования к составу заявки.

Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное обращение установила следующие обстоятельства.

В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации устанавливаются обязательные требования к форме заявки на участие в конкурсе.

Подпунктом 5 пункта 10 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что участник Конкурса должен предоставить декларацию о соответствии подпунктам 2-4, 6-9 пункта 9.1. Информационной карты.

В месте с тем, Комиссией установлено, что в Информационной карте отсутствует пункт 9.1.

Таким образом, вышеуказанные действия Заявителя, надлежащим образом не установившего требования к составу заявки нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка.

3. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 документов и информации, не допускается.

Подпунктом 9 пункта 9 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее единое требование к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".

Пунктом 10 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, что участник закупки должен представить в составе Заявки на участие в Конкурсе следующие документы и сведения: декларация о соответствии участника Конкурса требованиям, установленным подпунктами 2 - 4, 6 - 9 пункта 9.1 Информационной карты Конкурсной документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заявителя, установившего в Конкурсной документации требование о предоставлении декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, признана соответствующей Конкурсной документации.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Как следует из материалов дела, ФАС России, в результате проведения внеплановой проверки действий Заказчика, выявлены в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что ФАС России действовала в соответствии с полномочиями, предоставленными законом, и в установленном процессуальном порядке."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2019 г. по делу N А40-3976/19-146-52)

2. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, при этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Вместе с тем, в информационной карте, установлено, в том числе требование о наличии у участника закупки трудовых ресурсов а именно специалистов по организации строительства, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по строительству объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов (не менее чем два специалиста по месту основной работы), что не предусмотрено статьей 31 Закона о контрактной системе и противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, соответствие участника закупки вышеуказанному требованию подтверждается предоставлением в составе заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающие наличие в штате участника закупки трудовых ресурсов (не менее двух специалистов по организации строительства (по основному месту работы).

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Указанная информация заполняется в соответствии с проектной документацией, техническим заданием документации об Аукционе, требованиями к материалам, используемым при выполнении работ (Приложения N 1, N 2, N 4 к информационной карте документации об Аукционе), при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара.

На заседании Комиссии установлено, что приложение N 1 документации об Аукционе имеет отсылочный характер к проектной документации, приложение N 2 документации об Аукционе представляет собой описание работ, выполняемых в рамках выполнения контракта, приложение N 4 представляет перечень товаров, используемым при выполнении работ с указанными качественными характеристиками.

Вместе с тем, учитывая, что, исходя из положений Инструкции, участнику закупки необходимо в составе заявки на участие в Аукционе представить одновременно сведения из приложений N 1, N 2 и N 4, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень товаров, конкретные показатели которых необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, при этом Инструкция не определяет порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе и может вводить участников закупки в заблуждение.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в требованиях к материалам, используемым при выполнении работ (приложение N документации об Аукционе) к товару "Асфальтобетон" установлены, в то числе, следующие требования: "С наибольшим размером зерен не более 20 мм, содержание битума по массе от 5,0% до 6,5%, величина остаточной пористости свыше 2,5% и не более 5,0%".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, ненадлежащую Инструкцию, а также ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование, что участнику закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе необходимо представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об осуществлении закупки.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Также на заседании Комиссии, как указывает антимонопольный орган, установлено, что в требованиях к материалам, используемым при выполнении работ (приложение N документации об Аукционе) к товару "Асфальтобетон" установлены, в том числе, следующие требования: "С наибольшим размером зерен не более 20 мм, содержание битума по массе от 5,0% до 6,5%, величина остаточной пористости свыше 2,5% и не более 5,0%".

Порядок проведения испытаний асфальтобетонной смеси установлен ГОСТ 1280198 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний".

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Тем самым, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, ненадлежащую Инструкцию, а также ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2019 г. по делу N А40-17138/19-120-123)

3. Заказчик должен устанавливать требования к составу заявки исходя из объекта закупки.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации содержащей сведения о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов использования атомной энергии, поскольку, согласно доводу Заявителя, объект закупки не относится к объектам использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе, в том числе, выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, выданную по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в которой должны содержаться сведения о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов использования атомной энергии.

Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре" (строительство: I очередь - патологоанатомическое отделение, II очередь - отделение радиотерапии, III очередь - поликлиника).

Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что строительство Межрайонного онкологического диспансера относится к объектам использования атомной энергии.

Кроме того, из представленных на заседание Комиссии представителем Уполномоченного органа материалов закупки Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что подлежащий строительству Межрайонный онкологический диспансер относится к объектам использования атомной энергии.

Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком объекта закупки предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, а также то, что объект закупки не относится к объекту атомной энергии, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В частности, в дополнительных требованиях к участникам закупки Заказчик установил требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, требования к выполнению работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии установлены в пункте 1 Приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 99.

Кроме того, согласно части 3 Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1494, к объектам использования атомной энергии относятся "ядерные установки", "радиационные источники", "тепловыделяющая сборка ядерного реактора", "облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора", "ядерные материалы", "радиоактивные вещества", "пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов" и "радиоактивные отходы".

Онкологический диспансер не входит в указанный выше перечень объектов использования атомной энергии.

Таким образом, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов СРО, содержащей сведения о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов использования атомной энергии.

Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком объекта закупки предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2,42,43 (кроме кода 43.13) ОКПД, а также то, что объект закупки не относится к объекту атомной энергии, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и позиции сторон суд считает, что требования не могут быть удовлетворены, так как заявителем не доказано несоответствие оспариваемых решения и предписания ФАС России требованиям Закона."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2019 г. по делу N А40-738/19-154-7)

4. Порядок оценки заявок, установленный заказчиком в документации, должен позволять выявить лучшее предложение участников закупки.

Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателям "Наличие сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005)" (далее - Показатель N 1), "Наличие специализированных программных продуктов" (далее - Показатель N 2), критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Приложением 1 к информационной карте Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

- Критерий "Цена контракта" (далее - Критерий N 1): значимость критерия - 60 %;

- Критерий N 2: значимость критерия - 30%;

- Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее Критерий N 3): значимость критерия - 10%.

В рамках оценки Критерия N 2 установлены, в том числе, Показатели N 1, N 2.

В рамках Показателя N 1 Критерия N 2 установлен следующий порядок оценки: "0 баллов - при отсутствии в составе заявки на участие в закупке копии сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), в который включено требование о внедрении ХАССП как важнейшей составляющей международного стандарта ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) сертификата соответствия, копий сертификатов на аудиторов, аттестованных аудиторов по системе ХАССП, копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера на аудиторов. 100 баллов - при наличии в составе заявки на участие в закупке копии сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), в который включено требование о внедрении ХАССП как важнейшей составляющей международного стандарта ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) сертификата соответствия, копий сертификатов на аудиторов, аттестованных аудиторов по системе ХАССП, копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера на аудиторов".

В рамках Показателя N 2 Критерия N 2, установлен следующий порядок оценки: "наличие у участника закупки программы 1С Рарус: "Управление Рестораном" или эквивалента - лицензионной специализированной программы для организации питания на предприятиях общественного питания".

При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что наличие у участников Конкурса сертификатов о внедрении ХАССП и наличие специализированных программных продуктов, способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

В рамках Критерия N 3 установлены показатели "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых для оказания услуг - поваров" (далее - Показатель N 3), "Наличие у участника конкурса технологов" (далее - Показатель N 4) и "Наличие у участника конкурса санитарного врача" (далее - Показатель N 5).

При оценке заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 5 Критерия N 3. Оценке подлежат сведения о количество санитарных врачей, находящихся в штате у участника закупки, что копией выписки из штатного расписания организации (списочный состав лиц, находящихся в штате не менее двух лет до окончания срока подачи заявок в открытом конкурсе), копиями договора о приеме на работу, копиями дипломов, сертификатов и иных документов о профильном образовании работников, согласно занимаемой должности.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Показателю N 5 Критерия N 3 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку оценка специалистов, находящихся исключительно в штате у участника закупки, не свидетельствует о лучшем условии исполнения контракта, а также ограничивает количество участников закупки, поскольку предоставление вышеуказанных сведений исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.

На основании изложенного, а также учитывая, что Конкурсная документация не содержит указания на обоснование технической необходимости наличия у участника закупки вышеуказанных сертификатов и специализированных программных продуктов, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям N 1, N 2 Критерия N 2, Показателю N 5 Критерия N 3 Конкурсной документации, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, Техническим регламентом не предусмотрена обязательная сертификация систем менеджмента качества и безопасности, в том числе основанных на принципах ХАССП.

Таким образом, получение участниками закупок сертификата соответствия системы менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), включающей принципы ХАССП, (далее - Сертификат соответствия) носит добровольный характер.

В связи с изложенным, отсутствие Сертификата соответствия не свидетельствует об осуществлении производства пищевых продуктов без учета принципов ХАССП.

Кроме того, положениями Технического регламента не предусмотрено применение принципов ХАССП при оказании услуг по организации питания. являющихся в данном случае объектом закупки.

При этом согласно документации о закупке требуется представление Сертификата соответствия применительно к производству продукции без указания вида такой продукции, что также не является объектом осуществляемой Заказчиком закупки. Отсутствие в Сертификате соответствия продукции, соответствие которой подтверждается, препятствует объективному выявлению лучших условий исполнения контракта, поскольку не представляется возможность установить взаимосвязь между закупаемой продукцией и продукцией, соответствие которой должно подтверждаться Сертификатом соответствия.

Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.

При этом Заказчиком не представлено доказательств того, что наличие у участников Конкурса сертификатов о внедрении принципов ХАССП способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

На основании изложенного, а также учитывая, что Конкурсная документация не содержит указания на обоснование технической необходимости наличия у участника закупки вышеуказанных сертификатов, ФАС России считает, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям N 1 Критерия N 2 нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2019 г. по делу N А40-41754/19-130-353)

5. В случае, если для оплаты услуг используются бюджетные средства, заказчик обязан проводить закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Заказчик проводил открытый конкурс по отбору лиц, оказывающих услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статьей 15 Закона о контрактной системе определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Таким образом, Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств, в том числе бюджетными учреждениями.

В соответствии с Конкурсной документацией предметом закупки являются услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, а также ремонт помещений бюджетных учреждений.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством Нижегородской области и правовыми актами города Нижнего Новгорода, оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания осуществляется также за счет бюджетных средств.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что закупки по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания и ремонт помещений бюджетных учреждений должны осуществляться в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают положения статьи 15 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В интересах учрежденных муниципальных образовательных учреждений Администрация города Нижнего Новгорода провела централизованный конкурс по отбору лиц, оказывающих услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода открытой сети, включая осуществление ремонта пищеблоков муниципальных общеобразовательных учебных учреждений. Согласно условиям документации, контракты на организацию питания будут заключены между победителем Конкурса и муниципальными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность в городе Нижний Новгород (пункт 15 Раздела 1. Общих условий проведений открытого конкурса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Таким образом, Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств заказчиками.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, заказчики при расходовании денежных средств обязаны осуществлять отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурентных процедур, установленных статьей 24 Закона о контрактной системе, либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Статьей 15 Закона о контрактной системе определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из положений статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что если закупки осуществляются бюджетным учреждением за бюджетные деньги и иные средства, то закупки осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае если бюджетным учреждением принято решение осуществить закупки за счет приносящей доход деятельности и ряда других источников (подпункты 1, 3 части 2 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ), то такие закупки можно производить в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 1), с учетом требований части 4 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ (при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности).

В отношении муниципальных общеобразовательных организации города Нижний Новгород отсутствуют основания для проведения закупки согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ, отсутствует соответствующее Положение о закупках. При этом деятельность Администрации города Нижнего Новгорода по проведения Конкурса направлены на обход положений Закона о контрактной системе как в части действий образовательных организаций, так и в части собственных действий. Проведение закупок силами администрации муниципального образования не является основанием для неприменения статьи 15 Закона о контрактной системе. Более того, такие действия являются схемой ухода от применения положений законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, ФАС России пояснил суду, что поддерживает централизацию закупок как организацию закупочного процесса через одно уполномоченное лицо. С помощью данной практики значительно снижается административная нагрузка на заказчиков за счет исключения дублирования закупок, а также высокая квалификация специалистов уполномоченного органа позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.

Способы централизации закупок установлены в статье 26 Закона о контрактной системе и позволяют по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации возложить функции по проведению закупки на один государственный орган либо казенное учреждение, в том числе уполномочить такое лицо на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, Заказчик, Уполномоченный орган при проведении закупки не учли положения статьи 15 Закона о контрактной системе.

Довод Заказчика о том, что организация питания осуществляется исключительно за счет денежных средств родителей и собственных средств лица, оказывающего услуги по организации питания, не обоснован и противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Суд отмечает, что в соответствии с Конкурсной документацией предметом закупки являются услуги по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, а также ремонт помещений бюджетных учреждений.

Обязанность и условия предоставления льготного питания установлены в том числе пунктом 1, подпунктом 2 пункта 8 Раздела I документации, Разделом II документации, проекта договора.

Обязанность и условия проведения ремонта определены пунктом 6 Раздела I. Документации "Общие условия проведения открытого конкурса", пунктами 3.1.2., 3.3.14 проекта договора, пункт 2.7. Раздела III документации "Предложение участника конкурса в отношении критериев и показателей критериев оценки заявок". В частности, согласно разделу документации Конкурса III "Предложение участника конкурса в отношении критериев и показателей критериев оценки заявок" участник должен указать предлагаемый процент от общей площади, на которой необходимо произвести ремонт. При этом пунктом 2.7. раздела III установлены лимит стоимости ремонтных работ за один квадратный метр, а именно: "2.7. Осуществление ремонта помещений (включая производственно-складские, бытовые помещения), необходимых для оказания услуг по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях (общая площадь 18 664, 5 кв.м ) из расчета 12 745,91 рубль за 1 квадратный метр в срок не более 3-х лет с момента заключения договоров указанных договоров".

Пунктом 3.1.2 проекта договора с победителем установлено, что участник обязан "осуществлять ремонт помещения (-ий), указанного(-ых) в пункте 3.3.1 настоящего договора на сумму рублей по заявке Учреждения согласованной с учредителем Учреждения, в течение 3 лет с момента заключения настоящего договора. График ремонта согласовывается с Учреждением. Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ".

Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Нижнего Новгорода, оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в том числе предоставление льготного питания, осуществляется за счет бюджетных средств.

Согласно части 2 статьи 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 37 Закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Согласно постановлению Администрации Нижнего Новгорода от 22.03.2018 N 769 пунктом 13.1 определено устанавливать лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям средств бюджета города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год и плановый период в размере годовых бюджетных ассигнований по расходам на питание детей в муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода.

Согласно решению городской думы города Нижнего Новгорода от 13.12.2017 N 262 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2018 и на плановый период 2019-2020 годов" установлено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах города Нижнего Новгорода предоставляются в порядке установленном администрацией города Нижнего Новгорода на возмещение затрат по организации питания обучающихся в муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях (пункт 30.4).

Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат по организации питания обучающихся в муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях, детей в лагерях с дневным пребыванием при школах, выездных пришкольных лагерях при муниципальных автономных, бюджетных, казенных общеобразовательных учреждениях города Нижнего Новгорода (с изменениями на 18.12.2017), утвержденному постановлением Администрации Нижнего Новгорода от 05.03.2011 N 740, "субсидия предоставляется Предприятию в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода департаменту образования на соответствующий финансовый год". Согласно пункту 1 указанного порядка категории обучающихся в школах, питание которых финансируется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, определяются постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24 "Об установлении льготных категорий воспитанников и учащихся в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях" " (с изменениями от 22.08.2018) (далее - Постановление N 24 об установлении льготных категорий граждан).

Пунктом 9 Постановления N 24 об установлении льготных категорий граждан установлены категории учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, питание которых финансируется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. К таким категориям относятся, в частности, дети-инвалиды (пункт 9.1.), дети, лишившиеся единственного родителя или двух родителей, - со дня смерти родителя (родителей) до установления опеки или попечительства в размере 100 % стоимости питания (пункт 9.4.), дети из многодетных семей, получающих пособие на ребенка за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Нижегородской области от 24 ноября 2004 года N 130-3 "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (пункт 9.10.).

При этом Постановлением от 04.12.2015 N 2673 "Об организации питания в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода Администрации города Нижнего Новгорода" (в ред. от 07.11.2017) определена стоимость питания в образовательных учреждениях. Например, пунктом 3.3. установлено, что стоимость питания в день на одного ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования составляет: завтрак - 66 рублей, обед - 80 рублей, полдник - 30 рублей. Пунктом 6 определено, что для льготных категорий обучающихся, предусмотренных пунктом 9 решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24, предоставляется одноразовое льготное питание, в случае если указанные категории обучающихся не посещают группу продленного дня. Для льготных категорий обучающихся, предусмотренных пунктом 9 решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.02.2008 N 24, предоставляется двухразовое, трехразовое льготное питание в зависимости от длительности пребывания, в случае если указанные категории обучающихся посещают группу продленного дня.

Пунктом 8 определено Департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств на организацию льготного питания воспитанников и учащихся в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода.

Пунктом 3.5 положения "Об организации питания детей в муниципальных общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода", утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.12.2007 N 140 (в ред. 22.08.2018) определено, что обучающимся, получающим льготное питание, горячее питание за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода предоставляется один раз в течение учебного дня. Обучающимся, получающим льготное питание, посещающим группы продленного дня, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода предоставляется дополнительное горячее питание в течение учебного дня. Таким образом, нормативными актами города Нижнего Новгорода предусмотрены категории граждан, имеющих право на льготное питание, определены условия предоставления льготного питания, лимитирована стоимость и количество предоставляемого льготным категориям граждан питания, установлен порядок предоставления субсидий организациям из бюджета города Нижнего Новгорода.

Согласно пункту 2.6. договора, заключаемого победителем по результатам проведенного Конкурса, стоимость питания в день на одного ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях определяется постановлением администрации города Нижнего Новгорода.

Таким образом, условиями документации, заключаемого договора, правовыми актами муниципального образования, законодательством Российской Федерации, установлено, что питание в муниципальных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода, в частности, по предоставлению льготного питания, должно осуществляться именно за счет бюджетных средств, а значит в соответствии с законодательством о контрактной системе."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2019 г. по делу N А40-292465/18-130-2985)

Источник информации: Гарант

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары
Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 20
Телефон: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21